В редакцию «КП — Ростов-на-Дону» обратился 48-летний пчеловод Сергей Кравченко из Тацинского района. Его семья уже 20 лет существует за счет добычи меда — у них с женой 70 пчелосемей. Но сейчас они рискуют остаться без средств к существованию — пчелы гибнут. Пчеловод уверен, что дело в обработке сельхозугодий фермерами.
ПОГИБЛИ ПЧЕЛЫ В ПОСЕЛКЕ
Сергей открывает улей, но оттуда не вырываются пчелы-трудяги. Нет тяжелых медовых сот. Все дно улья усеяно мертвыми насекомыми. У пчеловода полностью погибли 10 пчелосемей, которые находились в хуторе Михайлов Тацинского района.
— Вокруг хутора летал самолет, опрыскивал поля, и пасеки в хуторе и рядом с ним погибли, — разводит руками Сергей. — Такая же ситуация и под Косыркой, и Надежовкой. Самолет работал над деревнями — травил пшеницу вместе с пчелами, хотя должен летать на отдалении 5 километров от населенного пункта, потому что пчелы летают на медосбор на 5-7 километров. А у нас поля начинаются в полукилометре от хутора, и самолеты с химикатами прямо над поселением разворачиваются.
Пчеловод жалуется, что с такой проблемой сталкивается не первый год. Фото: Сергей Кравченко.
Сергей утверждает, что такая ситуация у них уже третий или четвертый год. И не только в Тацинском, но и в Белокалитвинском, Милютинском и Морозовском районах.
— С каждым годом ядохимикаты все сильнее, и пчел больше погибает, — утверждает пчеловод. — Мы требуем, чтобы поля обрабатывали по правилам, но бьемся как рыба об лед. А в одном из соседних совхозов работают наземно, так там такого падения и заражения пчелы нет!
ВСЯ СЕМЬЯ — ПЧЕЛОВОДЫ
Для семьи Сергея пчеловодство — основной вид заработка. По его словам, таких в хуторе много. Два года назад по соцконтракту — на 60 тысяч рублей — закупили 10 пчелосемей, но, как говорит хуторянин, «все накрылось медным тазом».
— Сколько накачали — так и проживем. За сезон при хорошем медосборе накачиваем до 100 килограммов в пчелосемьи. Оптом в этом году мед из акации брали по 300 рублей за килограмм, в розницу — по 400, — рассказывает пчеловод.
В этом году, скорее всего, уже не будет меда из разнотравья, донника, луговины и подсолнуха, предполагает мужчина. Не доберут в запланированном объеме.
Зараженные пчелы привели к гибели всего улья. Фото: Сергей Кравченко.
ЧТО БУДЕТ С МЕДОМ?
Как объяснили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в ответ на запрос «КП — Ростов-на-Дону», если вести химобработку сельхозкультур вблизи пасек, это приведет к их неблагополучию и снижению продуктивности пасек, а в дальнейшем, и к возможности самого существования медоносной пчелы как вида в мире.
— По степени опасности для пчел пестициды разделены на 4 класса. Наиболее губительными считаются препараты 1—3-го класса, менее опасными — 4-го класса, — объясняют специалисты. — Однако такое разделение носит условный характер.
Насколько опасен тот или иной пестицид, специалисты смогут понять лишь рассмотрев полную картину. Учитываются все факторы — вид и механизм воздействия пестицидов на пчел, количество, попавшее в ульи, условия и разновидность химобработок и ряда защитных мероприятий. В одном случае химикаты будут действовать на пчел губительно, а в другом — менее заметно. Сильный яд быстро убьет летных пчел, порой и до улья не долетают.
— Вследствие гибели пчел будет происходить увеличение цен на мед и продукты пчеловодства, а также данный фактор приведет к ухудшению качества продукции и распространении фальсифицированного и контрафактного меда, — предупредили в Минсельхозе.
А КАК НАДО?
Чтобы понять, законно ли обработка, в министерстве напоминают посмотреть СанПиН 1.2.2584-10 — это гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов.
Если химикат был сильный, то пчелы даже не долетят домой. Фото: Сергей Кравченко.
Не любой химией можно опрыскивать поля с воздуха. Перечень есть в Государственном Каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также рекомендациями по применению конкретных препаратов.
— Если в Каталоге не указана возможность использования авиации для того или иного препарата, то проведение обработок авиацией запрещено, — объясняют в Минсельхозе. — Также запрещается проведение авиационно-химических обработок над зонами отдыха населения, оздоровительными учреждениями и над водоохранными зонами рек, озер и водохранилищ, участков, расположенных ближе двух километров от населенных пунктов.
При авиаобработке пестицидами должны соблюдаться так называемые санитарные разрывы. Нужно держаться в двух километрах от рыбохозяйственных водоемов, источников питьевого водоснабжения населения, скотных дворов, птицеферм, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, а от мест постоянного размещения медоносных пасек — 5 км.
Нельзя обрабатывать химией территории ближе чем в двух километрах от мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки — лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры и некоторые другие.
— В случае нарушения указанных санитарно-эпидемиологических требований граждане имеют право обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, чтобы были приняты меры реагирования к к сельхозтоваропроизводителям, — подытожили специалисты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Ущерб идет на миллионы»: В трех районах Ростовской области произошла массовая гибель пчел
В региональном Росельхознадзоре рассказали, кто виноват и что делать (подробнее)
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Из Ростовской области пограничники не выпустили два миллиона пчел-нелегалов
Банда контрабандистов пыталась вывезти на Украину «живой товар» (подробнее)