
В последние месяцы в российских СМИ всё чаще мелькает парадоксальная новость: страна, обладающая вторыми в мире запасами нефти и входящая в тройку крупнейших её производителей, столкнулась с дефицитом бензина. И что ещё более удивительно — правительство, по заявлению вице-премьера Александра Новака, рассматривает возможность импорта автомобильного топлива… из Турции и Индии. Да, именно из тех стран, которые покупают у нас сырую нефть, перерабатывают её на своих НПЗ и продают готовые нефтепродукты — в том числе и обратно в Россию.
Это не абсурд. Это логическое завершение многолетней экономической политики, которую можно охарактеризовать одним словом — неоколониализм.
Нефтепереработка в России: искусственно созданная убыточность
Состояние нефтеперерабатывающей отрасли в России — тревожное. По официальным данным, с 2019 года, когда в нефтяной промышленности был реализован так называемый «налоговый маневр», вся отечественная нефтепереработка стала полностью убыточной. Сегодня её приходится субсидировать из федерального бюджета — в 2025 году объём этих субсидий достигнет 4,1 трлн рублей.
«Налоговый маневр» перенёс фискальную нагрузку с экспорта сырой нефти на внутреннюю переработку. Результат не заставил себя ждать: цены на бензин и дизель резко выросли, независимые НПЗ (не входящие в вертикально-интегрированные компании) начали банкротиться, а модернизация действующих заводов стала экономически бессмысленной — ведь чем эффективнее НПЗ, тем больше он теряет.
Как отмечает доктор экономических наук, депутат Госдумы Михаил Делягин: Налоговый маневр» в нефтяной промышленности уже в 2019 году сделал полностью убыточной всю нашу нефтепереработку (которую теперь приходится субсидировать из федерального бюджета) и привел к банкротству единственного российского независимого НПЗ, не входившего в вертикально-интегрированные компании.
При этом доля субсидий в общем объёме НДПИ на нефть неуклонно растёт: с 25% в 2019 году до 36–37% в 2023–2024 годах, а к 2027 году, по прогнозам Минфина, достигнет 43,5%. Это означает, что почти половина доходов от добычи нефти уходит на поддержание той самой переработки, которую «маневр» превратил в убыточную обузу.
Почему Россия гонит на экспорт нефть, а не бензин?
Ответ прост: потому что выгодно — но не России, а тем, кто управляет её экономической политикой.
Экспорт сырой нефти приносит нефтяным компаниям стабильные доходы, особенно в условиях высоких мировых цен. А вот переработка внутри страны — убыточна, регулируется жёсткими налогами и подвержена политическому давлению. Поэтому крупные нефтяные корпорации предпочитают продавать нефть за рубеж, где её перерабатывают в Индии, Турции, Китае, а затем продают конечный продукт — в том числе и обратно в РФ.
Таким образом, Россия остаётся сырьевым придатком, отдающим другим странам всю добавленную стоимость. По данным Credit Suisse, до 2022 года Россия поставляла Германии сырья на 20 млрд евро, из которого та производила продукции уже на 2 трлн евро. Это не торговля — это колониальная эксплуатация.
«По сути, мы остаёмся экономической колонией», — завершает свою мысль Делягин.
Либералы и их «западный выбор»
Истоки этой политики лежат гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Ещё с 2014 года, с начала санкционной войны Запада против России, стало очевидно: главные санкции — внутренние. Те, что накладываются не Брюсселем или Вашингтоном, а либералами «отечественной сборки» — из Минфина, ЦБ и «Ельцин-центра».
Нужно чётко понимать: современный «либерализм» — это не Вольтер и не свобода личности. Это либерализм по Керенскому, по Березовскому и Чубайсу — идеология финансовых спекулянтов, заинтересованных в разрушении государств, дестабилизации экономик и максимальном перетоке ресурсов в финансовый сектор.
«Финансовые спекулянты объективно заинтересованы в максимальной нестабильности и дроблении государств… Это прямо противоречит интересам любого народа», — подчёркивает Делягин.
В России либералы продолжают контролировать ключевые рычаги социально-экономической политики. Их логика проста: чем слабее производственный сектор, чем сильнее зависимость от экспорта сырья, тем легче управлять страной как колонией — через финансовые потоки, а не через промышленность.
«Бюджетный маневр» эффективнее дронов
Конечно, сегодня в СМИ часто объясняют проблемы нефтепереработки «падением обломков БПЛА» или «хлопками» на заводах. Но это лишь прикрытие. Настоящий урон отрасли наносит не война, а экономическая политика.
«Всё гораздо проще: в по-прежнему доминирующей в части российской бюрократии либеральной системе ценностей, ориентированной на Запад, Россия должна быть сырьевым придатком, и в ней не должно быть никакой переработки – в том числе и переработки нефти», — пишет Делягин.
И эта политика реализуется не диверсиями, а бюджетным маневром Минфина — гораздо эффективнее и последовательнее.
Что делать?
Выход один: отменить налоговый маневр в нефтяной отрасли и перестроить фискальную систему так, чтобы стимулировать, а не подавлять переработку. Иначе мы будем продолжать продавать нефть за копейки, а потом покупать у Турции и Индии собственный бензин — по мировым ценам, с наценкой за их «добавленную стоимость».
А пока нефтепереработка медленно деградирует: заводы стареют, кадры уходят, инвестиции не идут. В некоторых регионах уже не хватает специалистов на НПЗ — ситуация сопоставима с кризисом в здравоохранении или образовании.
Если мы хотим быть суверенной державой, а не сырьевой колонией, пора признать: настоящая угроза — не в небе, а в кабинетах экономических ведомств. И бороться с ней нужно не дронами, а решительной сменой курса.