Турция намерена потеснить Россию и Китай на рынке вооружений в Центральноазиатском регионе. Президент Киргизии Садыр Жапаров в субботу подтвердил информацию СМИ, что его страна «для оборонительных целей» готовится закупить турецкие ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар» (Bayraktar TB2). Это скорее всего будет одним из важных шагов Анкары в деле укрепления созданного ею Тюркского совета, объединяющего под эгидой Турции большинство мусульманских постсоветских стран. Это противоречит геополитическим интересам Китая и России, которые уже конкурируют в регионе.
Доля КНР на оружейном рынке Центральной Азии, по некоторым оценкам, составляет около 15%, в основном страны региона используют российские вооружения. Доля Китая 10 лет назад возросла на порядок, Пекин поставляет в страны ЦА вооружения, которые Россия только начинает производить и поставлять своей армии и на экспорт. В первую очередь это касается беспилотников. Как сообщали СМИ, Китай уже продал свои беспилотники CH-3, CH-4, CH-5 и Wing Loong таким партнерам, как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. В этом списке нет Киргизии, и вот Анкара решила воспользоваться моментом.
Российские и киргизские СМИ сообщают, что Киргизия якобы лишь намерена приобрести Bayraktar TB2 у Турции. Но этот вопрос, видимо, принципиально решен, поскольку, по сообщению турецкого агентства Anadolu, которое ссылается на председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана, генерала Камчибека Ташиева, «заказ на приобретение партии БПЛА уже направлен в Анкару», а «операторы, управляющие беспилотниками, уже прошли обучение в Турции». Фактически это подтверждает и сам киргизский президент, который сообщил, что Бишкек приобретает турецкие БПЛА «не для того, чтобы нападать на кого-то», а «для обороны».
Отметим также, что Бишкек «приобретает у России беспилотники «Орлан 10Е», на что уже «выделены средства». По всей видимости, Бишкек планирует закупить у России комплект «Орланов», включающий в себя один пункт управления и четыре самих беспилотника. Стоимость этого комплекта около 70 тыс. долл. По словам Ташиева, стоимость приобретенной у Анкары беспилотной военной техники «составила 300 млн сомов (3,5 млн долл.)». Киргизский генерал с гордостью сообщил, что «такая техника есть только у пяти стран, и одной из них будет Кыргызстан», а техника поступит уже скоро. Согласно открытым данным, Анкара поставляла Bayraktar TB2 Азербайджану, Ливии, Катару, Тунису и Саудовской Аравии сразу комплектами по цене комплекта около 70 млн долл. Эта цифра составляет, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, более половины военных расходов Киргизии (на 2021 год – около 130 млн долл.). Страна находится в долговой зависимости от России и Китая. И откуда у нее такая сумма на закупку вооружений – непонятно.
«Анкара хочет сделать Бишкек своим должником, – считает военный эксперт, полковник запаса Сергей Солтанов. – Турция первая откликнулась на приграничный военный конфликт между Киргизией и Таджикистаном в апреле 2021 года, предоставив гуманитарную помощь и организовав строительство около 100 домов для граждан страны, лишившихся крова. И сейчас эта помощь оказывается в оборонной сфере. Издержки по обучению и организации полетов Bayraktar TB2 в Киргизии Анкара, похоже, берет на себя. Но заметим, что в Киргизии, в Канте, есть военная база РФ. Значит, теперь турецкие БПЛА смогут контролировать и ее».
Сотрудничество по поводу беспилотников, как можно понять, лишь эпизод в сотрудничестве двух стран. Киргизия входит в сферу интересов Турции как слагаемое в идеологии тюркского единства, пропагандируемого Анкарой, говорит Солтанов. На днях в городе Узген Ошской области Кыргызстана открылась мечеть имени Имама Сарахси, построенная на средства турецких спонсоров. Месяц назад тогдашний министр экономики и финансов Киргизии Акылбек Жапаров в ходе 10-го совещания министров экономики Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку заявлял о том, что Бишкек «рассматривает Тюркский совет в качестве интеграционного объединения, который должен реально на практике решать актуальные проблемы сегодняшнего дня». И эти проблемы в оборонной сфере решает сейчас Турция.
«Сейчас в связи с фактором замороженного конфликта на киргизско-таджикской границе в руководстве Киргизии закупку ударных БПЛА считают нелишним», – отмечает Солтанов. Он обращает внимание на то, что летом президент Киргизии посетил Анкару, где встречался с турецким лидером: «По некоторым данным, Жапаров предложил Анкаре использовать свой аэропорт «Манас» как транспортно-логистический хаб в Азии и дал гарантии льготного режима при реализации этого проекта. Жапаров также попросил регулярной военно-технической помощи для модернизации материально-технической базы Вооруженных сил страны. И вот эта помощь поспевает, но такое сотрудничество явно не в интересах РФ».
Владимир Мухин