Дать родителям выбор. Зачем Ростову нужны частные садики

by Николаев
25 views

Донская столица активно развивается, и нередко инфраструктура не поспевает за строительством новых микрорайонов. Итог – пробки или недостаток маршрутов. Но есть и ещё одна проблема: имеющихся детских садов остро не хватает в растущем городе. Сейчас муниципальные власти стараются решать этот вопрос, активно строя новые учреждения, но без коммерческих решений не обойтись.

В своё время жительница Ростова Татьяна Штайдо столкнулась как раз с подобной проблемой. И, как говорится, хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам. Её начинание переросло в сеть частных детских садов «Разумейка».

Опыт столицы

Татьяна рассказывает, что всё началось с открытия детского развивающего клуба в 2008 году: «Сделано это было в первую очередь потому, что я хотела, чтобы моя дочь посещала развивающие занятия, а подобных услуг в Ростове-на-Дону на тот момент почти не было – работало только два детских центра. При этом мне хотелось, чтобы мой ребёнок занимался по определённым программам. Изначально мы открыли учреждение в центре города, а спустя некоторое время появились детские сады и в других районах – там, где нашли подходящее помещение – в Северном и Западном жилых массивах и на Военведе. При этом мы были одними из первых частных детских садов, которые открылись в этих районах».

От муниципальных дошкольных учреждений вновь созданный детский центр отличал упор, сделанный на оздоровление ребят. Со временем Татьяне стали звонить родители малышей из других районов, они сетовали, что рядом с их местом жительства никто не открыл подобное учреждение.

Переформатирование из детского клуба в детский сад произошло естественным образом: подрастали собственные ребятишки сотрудников центра, и им пора уже было отправляться в детский сад на целый день.

Дать родителям выбор. Зачем Ростову нужны частные садики

«В целом, основная миссия нашей работы – сделать так, чтобы дети ходили в хороший садик, – делится Татьяна. – К сожалению, на тот момент в донской столице не было особого выбора. Мы же наняли прекрасных воспитателей и педагогов, взяли передовые программы развития. И, соответственно, кроме наших собственных детей такую возможность получили и другие. Многие из воспитанников были признательны и рады, что ходили именно к нам. В дополнение к развитию и обучению мы занимаемся профилактикой заболеваний, укреплением иммунитета и здоровья».

Разумеется, перед запуском такого проекта нужно было глубоко погрузиться в вопрос, изучить опыт, который был накоплен коллегами в других городах.

«Первоначально я изучала, что уже было сделано на тот момент в России, какие открыты центры и какие они применяли методики. В основном, конечно, они были сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, а также Челябинске. В Ростове на тот момент было всего лишь два детских центра. Я ездила в Челябинск и Москву, обучалась в их детских клубах. На момент открытия у меня уже было представление, какие методики применять в детских клубах и детских садах. Кроме того, мы внедрили наши собственные наработки. Например, мы первые в Ростове стали делать и активно развивать интерактивные кукольные спектакли для самых маленьких детей от полутора лет. Также я активно участвовала в различных конференциях и выставках – там удавалось подчерпнуть нужную информацию. Помогало и участие в конкурсах, где я пересекалась с такими же предпринимателями и мы делились опытом», – вспоминает Татьяна.

По словам Татьяны, проект сейчас работает в спальных районах, где всегда заметно недоставало мест в детских садах. И этот вопрос остаётся актуальным для детей до трёх лет практически во всех или, по крайней мере, во многих густонаселённых районах Ростова.

При открытии частных садиков Штайдо пришлось столкнуться и с трудностями: «Нужно было найти финансирование для запуска объекта, в частности, закупить оборудование. Мы брали кредит, старались всё по-максимуму делать своими руками. Усилий потребовало и формирование коллектива – нужно было найти достойных воспитателей, нянечек, повара, заведующих».

Есть, пусть небольшая, но помощь от государства. Всем детским садам, имеющим лицензию, выделяется субсидия. Она частично компенсирует расходы на организацию образовательного процесса.

Больше внимания

Вообще, как рассказывает ростовчанка, существует три основные причины, почему родители решают отдать своего малыша именно в частный садик. Первая – в конкретный момент времени, когда мама хочет выйти на работу либо по другим причинам нужно устроить ребёнка в детский сад, в муниципальном учреждении ещё нет места. После того, как подходит очередь, эти дети переходят в муници­пальный.

Вторая причина – приходят те, кто ходил в муниципальный садик и там что-то не устроило, например, было слишком много детей в группе или ребёнок начал часто болеть.

Также есть родители, которые считают, что в муниципальном детском саду воспитатели не смогут уделить малышу достаточно внимания. Они хотят, чтобы было много развивающих занятий, это значит, что ребёнка не придётся вести после детского садика ещё и на кружки.

«Ещё на решение родителей влияют хорошие отзывы, в том числе сарафанное радио. Они понимают, что это затратно, но зачастую, если сложить все средства, необходимые на посещение муниципального садика и занятий после него, то бывает что разница несущественна, а комфорта при этом больше.

Кроме того, мы стараемся видеть и развивать яркие способности ребёнка, его личность», – рассказывает Татьяна Штайдо.

Самым старшим детям, которые начинали заниматься в центре, сейчас уже 16–17 лет.

«У нас есть много воспитанников, которые раскрыли свои таланты, занимаются профессионально каким-то конкретным видом деятельности. Есть мальчик Тимофей, окончил музыкальную школу по классу «труба», выступал в известном джазовом оркестре в Ростове. Когда мы отмечали 10-летие со дня открытия первого детского сада, он вместе со взрослым ведущим проводил этот праздник. Сейчас Тимофей возглавляет юношескую команду КВН, выигрывает различные конкурсы. Есть дети, которые в процессе посещения садика вызывали восхищение скоростью усвоения материала», – тепло вспоминает своих подопечных Татьяна.

Самая большая гордость Штайдо – оздоровительная программа, которую здесь применяют с 2016 года: «Поскольку по образованию я врач-педиатр, меня всегда волновало, что дети, посещая садик, всё равно болеют, несмотря на то, что у нас в группах воспитанников существенно меньше, чем в муниципальном садике. Болели и мои собственные дети. Мы собрали команду врачей, с которыми я ранее работала – физиотерапевта, педиатра, инструктора ЛФК, лор-врача, иммунолога, и разработали свою авторскую программу. После её внедрения был проведён сравнительный анализ, который показал, что дети стали болеть в два раза меньше».

Что мешает соцбизнесу

Любая сеть предприятий, в том числе и социально направленных, должна расти, без этого невозможно развитие. Естественно, и Татьяна задумывается о расширении сети. В начале 2022 года планировалось открыть четвёртый филиал в центре города, однако пока проект заморожен. Его ввод в строй зависит от экономической ситуации в регионе и стране.

С ней же связана и возможность дальнейшего существования частных садиков в Ростове.

«Уже несколько раз за время работы детских садов сталкивались с падением спроса на наши услуги в период, скажем так, экономических потрясений. Мы не можем поднять стоимость услуг, несмотря на рост стоимости продуктов, коммунальных услуг, оборудования: стараемся балансировать между окупаемостью и доступностью для родителей. Конечно, длительное сокращение воспитанников может стать угрозой для продолжения нашей работы», – рассказывает Штайдо.

Но по её словам, это не самая существенная проблема. Сложности добавляют постоянно меняющиеся требования, например, СанПиНы. Если в 2016 году в требованиях были учтены все нюансы частных учреждений, то в 2021?м вышел новый СанПиН, где этого нет.

«Ранее нашу деятельность регулировали аккредитованные МЧС организации, которые делали расчёт пожарных рисков, устанавливали и обслуживали необходимое оборудование для обеспечения пожарной безо­пасности, – рассказывает Татьяна Штайдо. – С весны 2022 года выяснилось, что такие учреждения теперь не должны работать в жилых домах. Получается, работу, в которую вложены деньги, в любой момент могут закрыть на основе резко изменившихся требований, и предприниматель просто потеряет бизнес».

При этом детские сады не попали под сферы, для которых введены моратории на проверки. Сложности были и в коронавирус: поддержку от государства частные дошкольные учреждения не получали, поскольку не относились к нужным отраслям.

«У нас низкомаржинальный бизнес, – добавляет Татьяна Штайдо. – Наша деятельность снимает финансовую нагрузку с государства: оно не тратит средства на этих детей, поскольку содержание оплачивают родители. Кроме того, не нужно делать новые места, а частный детский сад ещё и платит налоги в бюджет».

Оцените материал