Заветные места. Как на Дону уживались калмыки и казаки

by Николаев
47 views

Пожелтевшие от времени фотографии, письма с фронта, старые радиоприёмники и самовары, казачий сундук и даже знаменитый медный таз для готовки вареников, в котором они никогда не подгорали. Эти экспонаты музея истории Заветинского района Ростовской области рассказывают поразительную историю дружбы народов и уникальных донских обычаев.

Как в «Заветный край» попали люди разных национальностей и почему так назвали свои земли, «АиФ-Ростов» рассказала директор музея истории Заветинского района Наталья Таранова.

Новый дом

Музей в Заветном существует уже почти 20 лет, с 5 августа 2003 года. Здешние экспонаты уникальны – самые старые датируются XVII веком, когда сюда прибыли первые переселенцы. Примечательно то, что на этой территории когда-то жили и калмыки, и казаки, и русские. Об этом говорят и названия улиц и рек, и экспонаты.

«Раньше это были калмыцкие заброшенные земли. Лишь в 1846 году территорию заселили постоянными жителями», – отметила Наталья.

До этого времени здесь никто не жил. Лишь калмыки ставили кибитку в бескрайних полях будущего Заветинского, а когда овцы и лошади съедали всю траву, собирались и ехали в другое столь же щедрое место.

Это интересно

В 1694 году Войско Донское официально наделило калмыков статусом казачества, который предусматривал обязательную военную службу. В 1700–1721 годах калмыки принимали активное участие в Северной войне, в том числе и в Полтавской битве.

Так всё и шло, пока однажды сюда с экспедицией не прибыл граф Павел Киселёв, боевой генерал и деятельный администратор. Место ему понравилось, граф счёл его экономически выгодным: здесь можно и животноводством заниматься, и земледелием. После доклада Киселёва тогдашний император Николай I решил заселить отмеченную графом территорию людьми, чтобы разгрузить центральную часть России.

Было решено создать 44 станицы. Кстати, одна из них называлась Заветная, а другая – Киселёвка, в честь графа Павла Дмитриевича. В каждой станице должно было быть по 100 семей – 50 русских, 50 калмыцких. Император Николай рассчитывал на то, что в таком случае два разных народа переймут друг у друга лучшие качества – калмыки обучат русских животноводству, а русские своим положительным примером продемонстрируют калмыкам, что жить оседло гораздо лучше, чем кочевать по степям.

Естественно, калмыкам идея сначала не особенно пришлась по душе. Но чтобы заинтересовать вольный степной народ этим предложением, им давали уже отстроенный дом и 20 рублей серебром. А русским выделяли 30 десятин земли на душу мужского населения.

«Земли в центральной части страны было мало, поэтому люди ехали с удовольствием. Например, одной из первых прибыла семья Сакеркиных. У них было 12 сыновей, 10 из них уже женаты. Соответственно, они получили большую территорию. В Заветном потом даже улица называлась в честь них – Сакерок», – рассказывает директор музея.

Под защитой казаков

«Кстати, в 1855 году решили выяснить национальную принадлежность населения. Оказалось, что в Киселёвке остались жить 60 русских и всего три калмыцкие семьи. Но калмыцкий след здесь сохранился до сих пор в названиях географических объектов. Например, реки Куберле (воин, охраняющий воду – тюрк.), Сал (приток, рукав или левая штанина – тюрк.)», – добавила Наталья Таранова.

А в 1777 году императрица Екатерина II отправила сюда донских казаков – охранять территорию. Для того чтобы отстроить им дома, нужно было доставить стройматериалы из Царицына. Вот тут и начались сложности: калмыки стали грабить обозы, перевозящие груз. Поэтому было принято решение ставить казачьи кордоны через определённое расстояние друг от друга.

«Здесь было небольшое поселение Аютинский Кордон. А Заветным его назвали позже», – рассказывает Таранова.

Есть несколько предположений, откуда возникло такое название. По одной из версий, когда первые переселенцы шли сюда, они останавливались на ночлег – лошадей напоить, еду приготовить. А проснувшись утром, увидели неописуемую красоту – траву настолько высокую, что ехавшего на коне всадника видно только по пояс. И тогда они произнесли: «Вот он, заветный край, где мы будем жить мирно, свободно и сытно».

Оцените материал