Сами с усами. Чем донские казачки отличаются от других россиянок

by Николаев
558 views

О донских казачках всегда говорят, что они красивы, горды, характерны, свободолюбивы, мудры, хозяйственны, но при этом и на скаку коня остановят, и заменят погибшего в бою мужа.

Современные казачки, конечно, не копии своих прабабушек и не носят старинных нарядов. Но явно отличаются от других девушек и женщин России. Чем?

И красива, и мудра

В нашей крови – ядерная генная смесь, а виноваты в этом предки, которые брали в жёны пленниц из своих боевых походов. Оттого и внешность у донских казачек запоминающаяся, яркая. И когда в интернете начинают восхищаться актрисами Голливуда, то многие замечают: «Далеко им до наших донских красавиц, красота которых признана во всём мире».

Если вспомнить историю, то донские казачки обеспечивали надёжный тыл своих мужчин, были преданы традициям и верны семейному очагу, им присущи хозяйственность и неукротимый нрав, красота и свободолюбие. Мужчины-казаки постоянно находились или на службе, или в походах, а весь быт приходилось налаживать статным казачкам. Овдовевшие же дончанки вынуждены были заниматься не только женскими, но и многими мужскими делами: возделывать землю, ухаживать за домашним скотом, выращивать овощи и фрукты, косить сено, убирать и заготавливать урожай, поддерживать в порядке курень и подворье и т. д. Иной раз по хозяйственной части казачки были проворнее своих мужей, которые, воюя, становились совершенно не приспособлены к делам бытовым.

Кстати

В своих воспоминаниях о казачьем быте И. И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с жёнами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее». Может, в этом и есть секрет настоящего казачьего нрава донских женщин…

Донские казачки в отличие от русских крестьянок, которые не могли и шагу сделать без ведома супруга, обладали большей свободой. Уж если подходить формально, то все решения в доме после отъезда мужчин на службу должен был принимать дед-казак. Но израненный в боях старик не мог справиться со всем домашним хозяйством. Поэтому казачки брали инициативу в свои руки. Донские прелестницы с успехом проворачивали товарно-денежные операции, зная толк в выгодной продаже своей продукции и выигрышной покупке необходимых в быту вещей. Они не сорили деньгами, а тратили их с умом, не давая опустошить семейный кошёлек.

Донская казачка могла с лёгкостью управляться не только с приготовлением пищи, но и с боевым оружием, которое ей приходилось брать для защиты родных и дома во время отсутствия мужа. Отлично владея шашкой и другим холодным оружием, она, к тому же, хорошо стреляла из ружья и пушки, из которых палила до самой смерти, не сдаваясь в плен. Если же при нападении врагов мужчины были в станице, то женщины заряжали орудия, ремонтировали укрепления, заботились о безопасности детей и оказывали раненым первую медпомощь. А если муж погибал, то казачка имела право занять его место в бою.

Замуж – только по доброй воле

Так уж повелось, что никто не мог против воли заставить казачку выйти замуж. Об её решении потенциальный жених мог узнать после определённых действий с его головным убором. Войдя в дом девушки, казак клал на стол фуражку донышком вниз, и если во время беседы казачка понимала, что хочет связать с этим молодым человеком свою судьбу, то переворачивала форменный убор донышком наверх, а если не хотела себе такого мужа, то просто убирала фуражку со стола.

О свободолюбивом нраве донских красавиц говорилось немало. Даже замужние дончанки могли без стеснения разговаривать, танцевать, флиртовать и кокетничать с любым казаком, при этом не переходя шаткую границу дозволенного. Донцы должны были проявлять осторожность, ведь нужно знать семейный статус казачки – именно от этого зависела их манера общения и поведение. А для того, чтобы казак случайно не оскорбил своими действиями казачку, женщины носили кольца, по которым можно было многое узнать. Например, девушку, находившуюся в поисках суженого, выдавало серебряное украшение на пальце левой руки, а вот просватанная девица носила его на правой руке. Колечко с бирюзой надевали те, чьи женихи находились на службе, золотое кольцо на правой руке могли себе позволить замужние казачки, а на левой – вдовы или разведённые.

Казачьи жёны

Процесс возрождения казачества на Дону начался с 1990-х годов. Сегодня мы уже без удивления смотрим на мужчин, облачённых в красивую казачью одежду. Мужчины-казаки собираются на круг, решают важные вопросы. Но о женщинах-казачках – вообще ни слова. Сегодня, увы, девушка-казачка уже забыла своё истинное предназначение. Мужья перестали уходить на службу. Ценность казачьей семьи утеряна. А ведь только женщина может сохранить этот индивидуальный и очень ценный уклад семейной жизни, поможет осознанно возвратиться к традициям и истокам.

Четыре года назад в Персиановском сельском поселении Октябрьского района Ростовской области решили реализовать проект «Фестиваль казачьих жён «Сами с усами», инициатором которого стала директор МБУ «Центр культурного развития» Наталья Злобина. Главной героиней фестиваля стала женщина-казачка.

«У большинства жителей нашего района есть в роду казачьи корни. Сейчас многие люди находятся в поиске ответов на жизненные вопросы: как жить, воспитывать детей, на какие ценности опираться? И если нам более или менее стали понятны мужчины в казачьей форме на улицах, то о современных женщинах-казачках ноль информации. Какие они? Постепенно из нашей памяти ушли воспоминания о тех, почти уже мифологических сильных женщинах, у которых всё спорилось в руках. Которые могли одинаково ловко управиться и с тестом, и с ухватом, и с вилами, и с казачьей шашкой. В наше время уже тяжело различить женщину из обычной и казачьей семьи», – рассказывает Наталья Злобина.

Факт

В 1641 году в обороне Азова от турок и татар наравне с мужчинами принимали самое деятельное участие 800 казачек.

Для того чтобы ответить на многие эти вопросы, и был организован фестиваль казачьих жён «Сами с усами». Он сразу же, начиная с июля 2018 года, получил статус муниципального. Найти желающих принять в нём участие, по словам инициатора – директора МБУ «Центр культурного развития», не так уж сложно: в сельских отдалённых от городской суеты населённых пунктах ещё живы традиции наших предков. Работают коллективы народной казачьей песни, где их участники сами шьют традиционные костюмы, создаются музейные уголки казачьего быта.

Фестиваль собирает на своей площадке как участниц, так и группы поддержки – семьи, танцевальные и хоровые коллективы, единомышленников.

«Мы считаем, что такими проектами не только восстанавливаем культурные и бытовые традиции, но и духовную основу нашего подрастающего поколения. Именно тогда, когда ребёнок, как губка, впитывает в себя, что такое хорошо и что такое плохо, наша роль взрослых – дать понятия доброты, любви и понимания своих поступков. Для того чтобы взамен получить уважение к старшим, сохранить традиции наших предков», – говорит Наталья Злобина.

Три конкурсных задания фестиваля предполагают домашнюю подготовку: визитная карточка семьи-участницы «Рецепт семейного счастья», кулинарный конкурс «Хлеб да каша – да милость наша», творческий конкурс «Я великого Дона частица». Остальные испытания участницы проходят на месте, показывая свою эрудицию, ловкость, сноровку, творческие способности.

Благодаря ежегодному проведению этого мероприятия появились постоянные участницы, которые приводят знакомых и подруг, таким образом расширяя круг своих знакомств и привлекая единомышленников. Во время одного из просмотров номеров фестиваля у его организаторов и участников возникла идея создать ремесленный мультицентр «Макошь», который сегодня объединил всех желающих научиться многим ремёслам, существующим на Дону.

…Сегодня в Ростовской области каждая казачья станица, посёлок, хутор, город имеют свою историю, святые православные места, престольные праздники и традиции. История казачества останется навсегда в памяти тех, кто родился и живёт в краю Тихого Дона.

Оцените материал