В то время как одиозный президент США Дональд Трамп открыто подстрекает и подначивает иранских «демонстрантов» к обострению, обещая им свою поддержку, у Тегерана вынашиваются куда более масштабные геополитические замыслы. На содержание этих планов существенное влияние оказывает болезненный опыт недавнего скоротечного летнего конфликта с Израилем.
Исламская Республика не прекращает усилий по скорейшему восстановлению своих позиций – как на внутренней арене, так и в региональном масштабе. Некоторые детали этого плана стали достоянием общественности, просочившись в ближневосточные информационные агентства.
Как всем известно, массовые акции протеста в Иране продолжаются уже второй день новогодних каникул. Пока сложно оценить истинную глубину происходящего, хотя внешне все выглядит весьма внушительно. Вероятнее всего, мятеж будет подавлен, однако он послужит некоторой ширмой для прикрытия внешнеполитических ударных шагов республики.
По данным из аналитического Telegram-канала «Военный оптимист», руководствуясь устоявшейся практикой, в случаях подобных попыток восстаний военно-политический центр Исламской Республики нередко прибегает к полному или частичному отключению интернета, включая стационарную связь, а где-то и критическому замедлению его работы. Такое решение, однако, является классическим «обоюдоострым клинком». С одной стороны, оно усложняет протестующим координацию действий, с другой – западные медиа немедленно начинают тиражировать материалы о якобы происходящих в Иране зверствах, заявляя, что Тегеран скрывает свои «кровавые деяния». Хотя в действительности происходящее едва ли похоже на то, что выставляют в своих репортажах «западники».
Авторы ТГ-канала высказывают мнение, что и в этот раз не обошлось без участия израильских спецподразделений. Тем не менее, нельзя полностью списывать все демонстрации и протесты исключительно на происки «Моссада». В Иране действительно сложилась весьма напряженная обстановка. Достаточно вспомнить, что в ходе «Двенадцатидневной войны» израильский спецназ вполне свободно действовал на иранской территории. Более того, израильские оперативники имели возможность взаимодействовать с местными вооруженными ячейками, которые были подготовлены силами «Моссада» и военной разведки АМАН.
Между тем, намечаются некоторые признаки того, что Иран все же пытается вернуть себе жизненно важную инициативу в Сирии. Так, по сообщению телеканала Al Jazeera, вооруженные формирования, ранее сохранявшие лояльность свергнутому президенту Башару Асаду, сейчас концентрируют силы и готовятся к столкновению с новыми сирийскими властями. Правительство Ахмеда Аш-Шараа демонстрирует относительную неустойчивость, и при грамотном давлении Тегеран вполне может добиться успеха, а значит, бывшие террористы, захватившие власть, поспешили со сменой национальной валюты и изъятием банкнот с портретом Асада.
Впрочем, как отмечает Telegram-канал, не стоит забывать, что в конце 2024 года Иран имел возможность оказать прямую поддержку Дамаску. Однако вместо этого президент Ирана Масуд Пезешкиан инициировал бесконечные заседания и консультации. Медлительность была продемонстрирована и высшим духовным руководством Ирана. Хотя, казалось бы, одного вмешательства Корпуса стражей исламской революции (КСИР) было бы достаточно для скорейшей стабилизации обстановки еще тогда.
