ЕС пригрозил отобрать у «Белавиа» самолеты

by Николаев
7 views

Евросоюз считает, что авиакомпания «Белавиа» причастна к нелегальной перевозке мигрантов. Этот вопрос будет учитываться при подготовке пятого пакета санкций против Белоруссии. Как заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, Европейский Союз не исключает запрет для европейских компаний передачи в лизинг самолетов белорусской авиакомпании.

Накануне три новеньких самолета Embraer 195-E2 друг за другом вылетели из Минска в Нур-Султан. Все они были приобретены через лизинговую компанию со штаб-квартирой в Дублине AerCap в 2021 году. По данным белорусского сайта Motolko.Help, из-за санкций бразильский производитель не предоставил компании обновленную базу данных, без которой самолеты не могут летать. По этой причине авиакомпания была вынуждена от них избавиться. В «Белавиа» переброску самолетов не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну. Но представитель Air Astana пояснил казахстанским СМИ, что речь идет только о стоянке этих бортов.

Однако, совершенно не ясно, зачем Минску держать свои самолеты на стоянке в Казахстане. В начале сентября появились сообщения о массовых сокращениях в «Белавиа», были уволены около 50 человек из подразделения авиационной технической базы. Это породило домыслы, что компания отправила самолеты, поскольку больше не может их ремонтировать, но, по мнению политолога Андрея Суздальцева, это не так. «Эти три самолета были самые хорошие в белорусском авиапарке. Видимо, авиакомпания пытается их сохранить и отправила в Казахстан. Очевидно, что они отправлены туда не для ремонта, поскольку лизинговые самолеты ремонтируются там, где указан лизингодатель», — пояснил эксперт. Переброску самолетов он объясняет паникой перед возможными санкциями.

Всего авиапарк «Белавиа» насчитывает 29 самолетов: один Boeing 737-8, девять Boeing 737-800, один Boeing 737-500, по три Boeing 737-300 и Embraer-195-E2, семь Embraer-195 и пять Embraer 175. Как передает белорусские СМИ со ссылкой на профильный швейцарский ресурс ch-aviation, всего «Белавиа» владеет 9 самолетами, все остальные приобретены в лизинг у европейских и американских компаний. Если ЕС запретят западным компаниям коммерческие отношения с белорусским перевозчиком, то компания рискует остаться без авиапарка, поскольку не сможет обслуживать технику, считает политолог Вадим Можейко.

«Санкции возможны, потому что Евросоюз ищет варианты, как наказать белорусские власти за организацию миграционного кризиса. И «Белавиа» подходит для этих целей как нельзя кстати. После того, как «Белавиа» запретили летать на Запад, ее авиапарку нашли такое странное применение, как перевозка мигрантов в Минск. Санкции отразятся существенным образом, потому что «Белавиа» летает не на российских суперджетах, а западных боингах и аэробусах. Их надо обслуживать, обновлять, закупать запчасти. Быстро распродать эти самолеты, чтобы купить российские — будет не просто. Самолеты — не палка колбасы и производятся не так быстро», — пояснил эксперт.

Что касается юридических моментов расторжения договора по лизингу, то Суздальцев уверен, что это не станет помехой. Если это решение будет принято на уровне правительств, то обстоятельство можно будет рассматривать, как форс-мажор, что зачастую прописывается в условиях подобных договоров. Оба политолога сошлись во мнении, что «Белавиа», как структура будет ликвидирована, если эти санкции будут введены.

В самой компании не признают обвинения в переброске мигрантов. Там напоминают, что осуществляли полеты в Ирак и Стамбул задолго до миграционного кризиса в Европе. «Авиакомпания не предпринимала никаких мер по аренде самолетов для перевозки нелегальных мигрантов», — заверяют в компании. По их мнению, с тем же успехом ЕС может вводить санкции против Средиземного моря, поскольку многие мигранты попадают в европейские страны морским путем.

Впрочем, главным лизингодателем выступает Ирландия, а министр иностранных дел Саймон Ковени уже заявил, что страна поддержит санкции, но только в части заключения договоров будущей аренды. Там не намерены отказываться от обязательств по существующим контрактам.