Польская энергетическая компания PGNiG попросила «Газпром» снизить цену газа для Польши. Ранее та же PGNiG через суд добивалась от «Газпрома» оплаты за газ по формуле, которая «напрямую связана с ценами на газ на западноевропейском рынке». Теперь Варшава поняла силу долгосрочных контрактов с «Газпромом», однако требует от него поставлять газ в Европу через ГТС Украины, а не по «Северному потоку — 2». Сама Украина тоже выражает крайнюю заинтересованность в поставках газа «страны-агрессора».
Польша
Польша — одна из немногих стран Евросоюза, нацеленных на рост потребления газа. Удовлетворять свои энергетические потребности она планирует за счет импорта сжиженного природного газа (СПГ) и трубопроводного топлива с норвежского шельфа. Продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2023 года не планируется, но пока что именно этот документ играет решающую роль в энергоснабжении Польши.
Ежегодно страна импортирует примерно 10 миллиардов кубометров российского газа, из них 8,7 миллиарда — на условиях «бери или плати». При этом по итогам 2020 года потребление газа в Польше составило 18,9 миллиарда кубов.
Внутренняя добыча покрывает только 20% этих объемов, еще треть берет на себя СПГ-терминал в Свиноуйсьце (его проектная мощность составляет 5 миллиардов кубов в год).
То есть примерно половина потребляемого в Польше газа — продукция «Газпрома». По какой цене поляки получают трубопроводное топливо из России, можно только догадываться. Условия контракта не разглашаются, что создает благоприятную почву для спекуляций. Так, например, глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк говорил о согласии американцев поставлять в Польшу газ на 20–30% дешевле, чем «Газпром».
Заявление кажется абсурдным, но подтвердить или опровергнуть его нельзя.
В любом случае, контракт с Россией защищает поляков как минимум от угрозы физической нехватки газа. Их подземные хранилища заполнены почти на 100% (об этом заявлял председатель правления PGNIG Павел Маевский). Правда, объем ПХГ в Польше составляет всего 3,2 миллиарда кубометров. Но что-то можно выкачать из украинских подземок — примерно 20% газа, который хранится на Украине, принадлежат европейским трейдерам. При желании можно по максимуму загрузить СПГ-терминал. Вопрос только в том, сколько за это придется заплатить.
Польские власти уже признают, что нынешний отопительный сезон влетит стране в копеечку. «Еще одно повышение тарифов на газ неизбежно. Мы постараемся сделать эту заявку таким образом, чтобы повышение цены было минимальным для населения», — заявил Павел Маевский в начале октября.
Все вину за произошедшее PGNiG, разумеется, сваливает на Россию.
Но именно польская нефтегазовая компания в прошлом году через Стокгольмский арбитраж добилась изменения формулы ценообразования, прописанной в контракте с «Газпромом». Нефтяную привязку сменила привязка к биржевым котировкам. Тогда это казалось выгодным. PGNiG отчиталась, что за январь-июнь прошлого года благодаря новым условиям она сэкономила на импорте российского газа примерно 300 миллионов злотых (81 миллион долларов).
Добавим к этому 1,5 миллиарда долларов, которые «Газпром» заплатил Польше в счет компенсации за «завышенные» цены на газ с 2014 года.
Теперь решение Стокгольмского арбитража обернулось против Польши: она обязана выкупать у «Газпрома» гарантированные объемы газа по ценам, которые привязаны к споту. Это не значит, что за тысячу кубов Варшава сегодня платит 1000 долларов. Точная формула ценообразования неизвестна. Но можно сказать наверняка, что поляков она не радует.
Украина
В отличие от Польши, Украина обладает объемными подземными хранилищами — в них можно держать около 30 миллиардов кубометров газа. По состоянию на 24 октября ПХГ заполнены примерно на 60% (18,5 миллиарда кубов). Примерно столько же было и в сентябре, когда премьер-министр Денис Шмыгаль заявил: «Это больше, чем в предыдущие годы в этот период».
На самом деле глава правительства Украины врет. На начало сентября 2020 года в украинских ПХГ хранилось 25,6 миллиарда кубов газа, в сентябре 2019 года запасы составляли 19,5 миллиарда кубометров.
Понятно, что никакого катастрофического «проседания» не наблюдается. Если погода будет благоприятствовать Украине, то до конца отопительного сезона она может и не столкнуться с проблемой физической нехватки газа.
С другой стороны, никакого «запаса прочности» на случай форс-мажорных обстоятельств у страны нет. Часть газа в украинских ПХГ принадлежит иностранным трейдерам. Зачастую они продают его местным потребителям в разгар отопительного сезона, когда цены достигают максимальных значений. Но на этот раз в Европе может начаться настоящая драка за голубое топливо, и ничего не помешает трейдерам отправить свободные объемы туда, где за них больше заплатят.
Кстати, это уже происходит: данные компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) свидетельствуют о том, что с 1 по 19 октября европейские трейдеры вывели с Украины 300 миллионов кубов газа. Таким образом, их запасы снизились более чем на 10% — с 2,8 до 2,5 миллиарда кубов.
Стоит также учитывать, что примерно 5 миллиардов кубометров — это так называемый технический газ, который нельзя извлекать из подземных хранилищ.
То есть запасов «своего» газа для прохождения осенне-зимнего сезона у украинцев значительно меньше, чем заявлено в статистике — 10–11 миллиардов кубометров. По словам украинского энергоэксперта Дмитрия Марунича, у страны нет глобальных проблем с началом отопительного сезона. Но открытым остается вопрос, что будет в феврале-марте.
Хватит ли накопленных объемов до конца холодов? Или «Нафтогазу» придется в срочном порядке перекупать «европейский» газ по баснословным ценам? Украине остается надеяться только на благосклонность природы.
Тарифы на газ — это тема отдельного разговора. 30 сентября «Нафтогаз», правительство и представители местных властей подписали меморандум, который устанавливает фиксированные цены на голубое топливо для населения (7,4 гривны за кубометр) и для бюджетных учреждений (13,6 гривны). Но реализация этого соглашения «буксует» — «Нафтогаз трейдинг» просто не участвует в торгах. Вместо него приходят частные компании, которые предлагают газ по 35–40 гривен за кубометр. У местных бюджетов таких денег нет.
Если план Зеленского все же будет реализован, то бытовые потребители смогут рассчитывать на льготные тарифы.
Но о нуждах украинской промышленности (а она до сих пор существует!) в команде президента никто не думает. Ей предлагают оплачивать газ по рыночным ценам. Чем это чревато? Федерация работодателей Украины провела опрос 100 компаний, в себестоимости продукции которых доля природного газа превышает 7%. Выяснилось, что в октябре 91% их уходит в минус, а в ноябре это число может достичь 96%.