Крупнейшие американские компании просят Государственный департамент принять незамедлительные и решительные меры с целью добиться от России дополнительных разрешений на пролет через Транссибирский воздушный коридор.
На наш взгляд, ничего страшного в том, что Россия предоставит европейским или американским авиакомпаниям дополнительные разрешения, нет. Но только при соблюдении определенного условия.
Итак, в чем суть. Американские авиакомпании регулярно совершают пассажирские и грузовые перелеты из Европы в Азию и обратно. Однако количество разрешений на пролет через Транссибирский воздушный коридор (ТВК) ограничено.
Длина ТВК составляет порядка 10,5 тысяч километров (из Японии до Польши). Это на 2,5-4 тысячи километров короче, чем лететь через Аляску и Гренландию (северный обходный маршрут) или же через Индию и Аравийский полуостров (южный обходный маршрут). Время полета через северный и южный обходные маршруты увеличивается на 4-8 часов. Финансовая экономия при перелете через ТВК составляет порядка 20 тысяч евро за один рейс.
Конечно, все это делается не бесплатно. За предоставление диспетчерского обслуживания Россия берет около 100 евро за 100 километров. Суммарно за все это дело получает 225-375 млн евро в год. Львиная доля платежей направляется в Аэрофлот и затем идет на субсидирование социальных рейсов на Дальний Восток.
Схема выглядит эффективно, но раз американские и европейские компании хотят увеличить количество перелетов через Сибирь, можно эффективность схемы повысить еще больше.
В настоящий момент в России разрабатывается модернизированная версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400. Основной проблемой нынешней машины являются двигатели. Сейчас Ил-96-400 оборудуется четырьмя двигателям ПС-90А. Однако имеется отличный шанс того, что во второй половине 2020-х годов Ил-96-400 будет летать на двух двигателях ПД-35.
Это экономически эффективнее, а показатели сопоставимы с зарубежными аналогами.
Так вот. В том случае, если через Транссибирское воздушное пространство будет летать наш Ил-96-400 на двигателях ПД-35, то вполне без проблем можно сделать полеты бесплатными. Не взимать даже себестоимость. Все равно в том случае, если иностранные авиакомпании будут заказывать Ил-96-400, для нашей экономики это окупится с лихвой.
Сейчас, в 2021 году, реализовать это предложение не представляется возможным. Даже в том случае, если бы Ил-96-400 на ПД-35 уже вовсю бы летал. В настоящий момент наши системные либералы будут заявлять о чем угодно, поддакивая американцам. Якобы это нерыночно, противоречит правилам свободного рынка и так далее. Но это сейчас.
Процесс обновления государственной власти, в ходе которого системные либералы вычищаются, стартовал. Да, он проходит медленно и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Но, с другой стороны, 20-30 лет — весьма небольшой срок в исторической перспективе. Поэтому курс государственников очевиден, а задачи постепенно решаются.
И надеемся, что во второй половине 2020-х годов мы увидим ровно тот подход, который описан в данном материале. Хотите экономить деньги, пролетая над Россией — покупайте наши самолеты. В противном случае вы не получите не то, что скидки, но право пролета над Транссибирским воздушным коридором.
У нашей страны есть неоспоримое преимущество: это география. И данным преимуществом необходимо пользоваться в полной мере, не обращая внимание на мнение так называемых «развитых» стран.