Спустя 16 лет на сцене Ростовского государственного музыкального театра вновь поставили оперетту Иоганна Штрауса «Цыганский барон». На этот раз пьесу написали специально для Ростова — добавили больше музыки композитора, приблизили к оригиналу произведения и использовали мультимедийные технологии.
До 2005 года в Ростовском музтеатре ставили «Цыганского барона» в том варианте, в котором он был создан для Московского театра оперетты. Зритель охотно шел, но руководство понимало: спектакль может быть лучше.
— Играли мы эту версию, зажмурившись. Все-таки она предназначалась для другой труппы, маленькой сцены… — вспоминает художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав КУЩЕВ.
Подготовить своего «Цыганского барона» задумали еще несколько лет назад. Идея была в том, чтобы приблизиться к оригиналу и задумке Штрауса. Ведь театров, которые бы взяли на себя такую тяжелую задачу, практически и нет — музыка и вокальные номера очень сложные. Поэтому обычно их сокращают.
— Мы же решили как можно масштабнее представить эту партитуру, сохранив музыкальную драматургию. Целые пласты музыкального материала Штрауса никогда не исполнялись на всем постсоветском пространстве, — рассказывает музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алексей ШАКУРО. Также в спектакль добавили музыку Штрауса из его оперетты «Рыцарь Пасман», прозвучат и фрагменты вальса.
Три месяца занимались сбором и переработкой материала, для этого ездили в библиотеки Москвы, обратились за помощью к драматургу Валерию Стольникову, который стал автором либретто и стихов. Искали «своеобразный компромисс»: хотели сохранить штраусовскую идею и сюжетную завязку, но в то же время оставить советское наследие.
К репетициям приступили в конце июля. Актерам предстоит постоянно переходить от вокальных номеров к простым диалогам. Это сложно, и под силу далеко не всем. Однако музтеатр справился своим составом — нет ни одного приглашенного гостя, что очень значимо.
Актеры театра в этот раз побывали и актерами кино. Специально для оперетты сняли фильм, который сначала повествовал зрителям предысторию развернувшихся событий, а потом перенес зал на несколько лет вперед, попутно рассказывая о происходящих событиях.
— Мы вернули ту оперетту, которую написал Штраус. Чтобы по-новому взглянуть на жанр, стоит вспомнить, что предложил автор. Но даже возврат к первоисточнику не отменяет новых идей. Поэтому уверен: спектакль не оттолкнет любителей классического «Цыганского барона» и будет интересна молодому поколению, — сказал режиссер-постановщик Павел СОРОКИН.