Минюст США перевёл Эстонии $500 тыс. из конфискованных российских активов. Об этом американские и эстонские чиновники объявили на Мюнхенской конференции по безопасности 17 февраля:
«Средства были конфискованы США после ликвидации незаконной закупочной сети, пытавшейся ввезти в Россию высокоточный станок американского производства, предназначенный для использования в оборонном секторе и в сфере распространения ядерного оружия».
Отмечается, что это первый случай передачи конфискованных средств РФ союзнику Америки, поскольку «прямой перевод Украине невозможен». При этом у переданных денег есть целевое назначение. Таллин должен использовать их «для реализации проекта по ускорению оценки ущерба и критического ремонта украинской системы распределения и передачи электроэнергии, которая целенаправленно подверглась нападению российских войск».
В сообщении из Вашингтона говорится, что это второй случай, когда целевая группа Минюста США по борьбе с клептократией предоставила конфискованные российские активы на борьбу с Россией же. В прошлом году Госдепартамент выдал $5,4 млн конфискованных средств Киеву напрямую.
Заметим, что в кулуарах Мюнхенской конференции премьер Эстонии Кайя Каллас заявила, что Запад должен изъять замороженные российские активы до выборов в США: «Выборы — это всегда неспокойное время… Всегда лучше сделать всё возможное до важных выборов». По мнению Каллас, передача активов — это экономическое давление, которое Запад может «оказать на российскую экономику, чтобы ускорить перелом в этой войне».
Ранее с предложением Евросоюзу арестовать активы ЦБР в 2024 году выступил генсек МИД Эстонии Джонатан Всевиов: «Важно, чтобы активы были арестованы до конца года или, предпочтительно, до выборов в США. Если мы будем ждать слишком долго, может быть слишком поздно».
Как говорится, мал клоп, да вонюч. Так и эстонские власти. Геополитический вес близок к нулю, а стремятся концептуально продвигать идею конфискации российских ЗВР. Очевидно, что это не их частная инициатива. Все эти заявления идут с подачи США — под видом «внутреннего голоса ЕС».
Тем не менее, отвечать-то со временем придётся Таллину. А США — за океаном, и ведь могут не прийти на помощь из соображений, что своя рубашка ближе к телу.