Самолетное дело: Проблемы с иностранными лайнерами решены

by Николаев
709 views

К настоящему моменту российские авиакомпании урегулировали спор с иностранными лизингодателями по 165 самолетам (из примерно 400 ед). Теперь эти лайнеры «очищены» и могут летать за границу. На выкуп самолетов у зарубежных компаний из Фонда национального благосостояния было выделено 300 млрд рублей. Далее воздушные суда ставились на баланс государственной страховой компании НСК, которая через свою «дочку» НЛК-Финанс вновь передавала самолеты в лизинг.

Деньги из ФНБ, разумеется, были выделены на возвратной основе: на 15 лет по ставке в 1,5%, которые авиакомпании постепенно возвращают. Хотя в реальном выражении за эти 15 лет будет зафиксирован немалый убыток, схема, в целом, была выбрана правильная. Сами перевозчики были не в состоянии потянуть такую большую сумму, а летать за границу необходимо, поскольку перелеты внутри России (в отличие от международных) осуществляются с минимальной рентабельностью при сильно выросших издержках на обслуживание самолетов. Соответственно, государству пришлось бы долгое время субсидировать отрасль. И по итогу пока не произошло бы более-менее адекватное обновление флота, потратили бы в разы больше. Зато сейчас объемы поддержки авиаперевозок сокращаются.

Признаюсь, полтора года назад, когда было принято решение о выкупе самолетов из иностранного лизинга, я не до конца понимал необходимость данной меры и считал, что можно найти другие варианты. Например, создание новых перевозчиков для осуществления международных перевозок, либо концентрацию «чистых» самолетов в нескольких уже существующих компаниях. Однако эти варианты потребовали бы, во-первых, времени (которого у отрасли нет), во-вторых, немалых финансовых вложений.

В итоге выбранная схема оказалась абсолютно работоспособной и эффективной. Мои читатели знают мое негативное отношение к деятельности главы Минтранса Виталия Савельева, отставку которого я ожидаю в мае. Однако в авиации он, все же, понимает. И здесь отработал результативно.

Конкретные результаты можно рассмотреть на примере «Аэрофлота», поскольку компания является публичной и отчитывается о своей деятельности на регулярной основе. К настоящему моменту компания «очистила» 93 самолета, причем большая часть (65 единиц) пришлась на октябрь 2023 — февраль 2024 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В январе 2024 года компания нарастила общий объем перевозок, который составил 3,85 млн человек (+20,9% г/г), из них на международные направления пришлось 972 тыс (+51,9%!). «Международная» доля — чуть более 25%. Для сравнения в последнем докризисном январе 2020 года на заграничные направления приходилось в 2 раза больше пассажиров, а их доля составляла 44%. Тем не менее, мы видим существенные темпы роста, которые будут сохраняться таковыми практически весь 2024 год.