Кадры решают все: Россия защитит свой IT-рынок

by Николаев
447 views

В 2020 году Владимир Путин утвердил масштабные налоговые льготы для IT-компаний. Для них обнулялся налог на прибыль, а уровень страховых взносов сократился практически вдвое. Позже для сотрудников таких предприятий ввели специальную IT-ипотеку, а также предоставили отсрочку от армии и бронь от мобилизации.

Меры поддержки зарекомендовали себя достаточно эффективно. Еще даже до 2022 года российские IT-компании стали показывать двузначные темпы роста, а сворачивание деятельности большинства зарубежных игроков стало еще одним серьезным стимулом для предприятий. Например, у недавно вышедшего на IPO «Диасофта» законтрактованная выручка по итогам 9 мес 2023 года увеличилась на 118% до 16,8 млрд рублей. Компания кибербеза Positive Technologies нарастила отгрузки за 2023 год на 75% до 26 млрд рублей. Разработчик отечественного ПО «Астра» также показал рост отгрузок до 11,2 млрд рублей. И подобное происходит практически по всему сектору.

Однако главной проблемой IT-отрасли являются, конечно, не финансовые ресурсы, а нехватка квалифицированных кадров. Причем дефицит имеется хронический и таковым он был еще до 2022 года. Оценки, сколько потребуется айтишников в ближайшие годы разнятся, называются разные цифры от 300 тыс до 1 млн специалистов. Легко сказать, что проблему необходимо решать. Вопрос в том, как это сделать.

Вернемся к вышеописанным льготам для IT-компаний. Для того, чтобы предприятие могло на них претендовать, оно должно быть включено в соответствующий реестр. Однако туда попадают не только непосредственно российские IT-компании, но и дочерние структуры иностранных предприятий. Например, немецкой SAP, корейского Samsung или же китайской Huawei.

Минцифры планирует исключить подобные филиалы из реестра, дабы они не могли претендовать на льготы. Обоснование следующее. Дочерние структуры зарубежных компаний переманивают специалистов, в том числе, с дальнейшим их переездом в другие страны. Разумеется, подобную практику необходимо исключить. И здесь даже не может стоять вопрос о некой «дискриминации». Государству необходимо использовать все имеющиеся механизмы протекционизма для защиты отечественного рынка труда. Тем более, в такой важной сфере. Для чего готовить кадры, которые затем переместятся за рубеж — совсем не понятно.

Однако в вышеописанной инициативе смущает один единственный момент. Так, новые правила предполагается ввести только с 1 июля 2025 года. Для чего требуется такая пауза, когда вопрос предельно очевиден и не требует особой подготовки? Как бы то ни было, то, что на данную проблему обратили внимание — уже большой плюс.