Завершилась встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств международной организации G20, итоги которой оказались достаточно показательными для характеристики современных набирающих силу геополитических тенденций. Один из моментов – это решение не принимать общую совместную декларацию по итогам совещаний. Хотя раньше такие документы принимались.
В чем причина, наверное, понятно. Просто на этот раз внутренние противоречия уже не удалось хоть как-то сгладить и хотя бы формально представить согласованную общую позицию. Также понятно, о чем это говорит. А именно, об ослаблении международного влияния США. Ведь получается, что с позицией этого государства другие не согласились, а американский представитель Энтони Блинкен не сумел продавить ее, заставить все же прописать ее в общем заявлении. Что бы ни говорил и какие бы повышенные тона ни использовал глава Госдепа США – зал его не послушал.
На этом фоне все чаще звучит мнение, что большая двадцатка внутренне расколота на Запад и Юг. И этот раскол просто в этом конкретном случае, на встрече министров иностранных дел, заметно проявился внешне в непринятии итоговой совместной декларации. Между тем, хотя в этой организации только двадцать государств, все же этот раскол одновременно характеризуется как глобальный.
И это тоже понятно. Ведь в этих государствах проживает более половины населения всего мира, на их долю приходится около 85 % ВВП и 75 % международной торговли. Так какие же моменты стали одними из основных, по которым и обозначился раскол?
Конечно, это нежелание западных политиков учитывать интересы и мнения представителей других государств. И выразилось это по разным вопросам. Взять хотя бы просто те задачи, для обсуждения и решения которых в принципе формировалась организация большая двадцатка. Ведь это была именно экономическая, финансовая тематика, а вовсе не политическая.
Об этом напомнил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Он заявил, что следует вернуться именно к работе по тем направлениям, для которых и учреждалась организация. При этом, отметил он, сосредоточенность на решении экономических вопросов будет способствовать затем и разрешению геополитических, но уже на других площадках, в основном в совете безопасности ООН.
Однако западные государства, как известно, стремятся политизировать совещания представителей большой двадцатки. Например, сейчас продвигать там в основном тему кризиса в соседнем государстве, добиваться дипломатической изоляции Российской Федерации на этом фоне. Поэтому подобные предложения Лаврова являются по сути приговором для G20, поскольку Запад не приемлет иной формат встреч.
Однако государства Юга дистанцируются от этой темы. При этом проявляют много внимания ситуации на Ближнем Востоке. Недавно президент Бразилии Лулу да Силва официально приравнял холокост и геноцид к действиям израильской армии на палестинских территориях. После этого в Израиле его объявили персоной нон грата.
Сообщается, что на нынешней встрече министров представители Бразилии хотели, чтобы в итоговое заявление была внесена именно такая формулировка, что политическое руководство и армия Израиля проводят геноцид в Палестине. Понятно, что США против этого, но ничего не поделать – защита «гегемона» уже пробита.
Вообще все чаще звучит мнение, что именно Бразилия становится лидером Юга. Выделяется и Индия. Оба государства входят в БРИКС, где объединяются незападные страны. И тут вот еще такой серьезный момент. Сейчас в совете безопасности ООН среди его постоянных членов численный перевес у Запада. Однако известно, что Бразилия и Индия добиваются получения статуса тоже постоянных членов в этом одном из основных учреждений ООН.
В таком случае уже перевес будет там у незападных государств. Российская Федерация уже ранее поддержала инициативу по реформе ООН, в том числе меру по введению в совет безопасности новых постоянных членов и именно Бразилии и Индии. Однако, понятно, что США и другие западные государства против этого. Но вопрос продолжает дискутироваться. Так что все заметнее становится тенденция по намерению государств Юга усилить свое влияние, потеснив Запад.