Ущемления Газпрома в Польше не прошли бесследно. Компания подала в петербургский арбитражный суд на польские власти за изъятие ее доли в операторе газопровода «Ямал-Европа», что бы расположен на польской территории. Газпром требует миллиард рублей за компенсацию ущерба. Подобные требования бесполезно было бы направлять в польские суды, потому наши газовщики обратились в отечественные суды.
Предварительное заседание по делу уже назначено. По данным арбитражного суда Ленобласти оно состоится уже десятого апреля. Газпром твердо намерен получить деньги за наглое хищение своей собственности в Польше, которая состоялась почти сразу после известных событий. Так поступила, к слову, не одна Польша, но пока кроме Газпрома исков никто не подавал, считая дело безнадежным. Однако, у нашей крупной газовой компании все-таки есть шансы отсудить желаемую сумму. Речь идет об 1 млрд долларов.
Все началось в ноябре 2022 года, когда почти половина акций Газпрома попала под принудительное регулирование польских властей. Их, по сути, национализировали, лишив компанию возможности вести бизнес на польской территории. Управление отобрали, а доходы начали перенаправлять в польскую казну, лишив нашу отечественную компанию всех прав на бизнес. Напомню, что через «Ямал-Европу» шло до тридцати трех миллиардов кубометров голубого топливо через Польшу в Германию, да и в другие страны Европы. Кстати, после этого риторика канцлера ФРГ Шольца резко сменилась в сторону того, что это Россия виновата в нарушении договоренностей о поставках газа в его страну. Почему-то с Польши он не спрашивал, которая национализировала активы нашего Газпрома, лишив Российскую Федерацию всех возможностей выполнять условия контракта по доставкам голубого топлива. Да еще подрыв газопроводов, в котором тоже, разумеется, обвиняли нас.
Польша настаивает на том, что пока просто «арестовала» доли Газпрома на своей территории, но уже понятно всем, что это не просто арест, а национализация активов, которые никто России возвращать даже и не думает. И не может, будем честными. Польша в ее экономическом кризисе далеко не в том положении, чтобы что-то кому-то возвращать.
Почему Газпром не пошел в европейские суды, более чем понятно. Как и с арестованными золотовалютными резервами нашей страны, с компаниями по газу, ситуация аналогичная – авось и ныне там. Все как бы арестовано-заморожено, а не отнято, но пользоваться активами и вывести деньги Россия не может из-за санкций. Все время после заморозки длится лихорадочный поиск юридических лазеек, чтобы присвоить это самое заморожено-арестованное.
Поданный иск в отечественный суды во многом история про поддержание имиджа компании. Газпром подчеркивает, что не согласен с решением польских властей, и не намерен бездействовать при этом. С другой стороны, тут есть и дальновидность – юридическое обоснование и подтверждение того, что активы отняты незаконно, и на руках у Газпрома будет решение петербургского суда по этому вопросу.
Понятно дело, что Газпром не рассчитывает на возврат миллиарда из-за решения российского суда европейскими властями. Но тут тоже есть весьма веский нюанс – в нашей стране не меньше арестованных активов с Запада, чем наших у них. Тут мы почти в равном положении. С нашей стороны прямо симметричный ответ на «отжатие» российских активов за рубежом. Запад по этому поводу пытается возмущаться, но мы, тем не менее даем адекватные ответы, следуя зарубежным примером заморозки резервов. Поэтому Газпрому пока важна не столько победа и возвращение суммы, сколько зафиксированный факт размера ущерба, нанесенного компании польскими властями.
При этом, в чем смысл транзитной трубы «Ямал-Европа» без поставок газа из нашей страны, не понятно в принципе. Она просто простаивает с замороженными активами и без ресурса. Пока обе стороны конфликта считают, что изменить свое поведение должен оппонент, но пока ни мы, ни Европа к этому не готовы. Засим, будет ли идти газ из России в Европу по данному газопроводу, не ясно. И будет ли вообще, тоже. Россия все больше переориентируется на азиатские рынки, наращивая торговлю с Индией и Китаем, и стоит ли нам беспокоиться о том, что Европе чего-то там теперь не хватает, после всех ее санкций? Боюсь, теперь это не наша забота и не наша головная боль.
Польша пока уверена, что отказ от российского газа наивысшее ее достижение. А вот Германия уже так не думает, потому что топить ей нечем, и температура в некоторых домах зимой не превышает и 10 градусов по Цельсию. Умирают дети, старики, больные люди. Заболевает трудоспособное население, которое в холоде все больше задумывается, кто виноват в сложившейся ситуации с энергоресурсным голодом. Быть может, этот год все же станет переломным в мировой системе ценностей за счет просветления в головах европейского населения. Если же нет, Россия от этого пострадает меньше, чем кто либо. Даже с Газпрома потеря миллиарда не убудет настолько, чтобы компания потерпела реальный ущерб.