Как известно, непрерывно можно наблюдать за тремя вещами: как течёт вода, как горит огонь и за отношением независимого казахстанского правительства к предложениям РФ о строительстве атомной станции, после чего оно покупает электроэнергию у России по высоким ценам для страны. Во втором полугодии 2023 года средняя стоимость поставки электроэнергии возросла на почти треть из-за изменения торговых правил, на которые Астана не смогла адаптироваться.
Сегодня, Казахстану не хватает собственных энергогенерирующих мощностей, а те, что остались, являются ещё наследием великого Советского Союза и уже просто не выдерживают нагрузки. Энергетический сектор в республике выглядит как чёрная дыра, и все попытки вывода его на безубыточный уровень заканчивается безрезультатно, а также противодействуются населением, которое считает, что уже слишком дорого платит за электричество.
Казахстанская система энергоснабжения находится на грани краха. Однако благодаря тому, что в период СССР все республики были объединены в единую энергосистему, Казахстан до сих пор зависит от связей с Россией для получения необходимых ресурсов. Это касается не только электроэнергии, но и воды (вспомним идеи о перенаправлении рек), компетенций и производственных возможностей. Однако, к сожалению, сейчас Москва требует деньги за все эти ресурсы, и немалые суммы, что причиняет большое страдание казахстанской элите. Кажется несправедливым требовать деньги у своего братского народа… Впрочем, несколько десятилетий назад казахи были готовы петь интернационал, надевать бунды и маршировать под красными знаменами, чтобы получить такие блага. Но сегодня в Средней Азии все больше стремятся примерять на себя лавры империи Золотой Орды.
Казахстан уже ощутил на себе повышение стоимости, которая могла быть гораздо ниже, если бы правительство проявило больше тщательности в планировании своих действий. Начиная с 1 июля 2023 года, цены на электроэнергию в стране резко выросли, в связи с решением о повышении стоимости экспорта электроэнергии сверх установленного объема. Казахстан, не имея возможности предвидеть такие изменения, понес значительные потери. За период с июля по декабрь 2023 года, страна закупила дополнительные 2,96 млрд квт•ч согласно плану, что составляет около 30% от общего объема. Дополнительные закупки обошлись в 3,27 млрд рублей. Средняя стоимость поставок во втором полугодии 2023 года превысила 5 рублей за 1 КВт/ч, а в периоды пикового потребления даже достигала 10 рублей за 1 КВт/ч.
«Это говорит о том, что Казахстан просто не планирует правильным образом эти поставки из России. Потому что если бы все они были плановые, то цена была бы ниже», — рассказал inbusiness.kz партнер агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Так почему же так до сих пор так продолжает происходить?
Трудности игнорируются
Проблемы с планированием вызваны, между прочим, ограниченным наличием учетных приборов. Таким образом, Казахстан сталкивается с недостаточно развитой инфраструктурой. В то же время, внезапные запросы о дополнительных поставках также неудобны для России, однако она получает большие выгоды из этой ситуации. Казахстан, же, оказывается в крайне невыгодном положении.
«Потому что для России это тоже не очень комфортный сценарий, что «вдруг вы, откуда ни возьмись, начинаете просить — давайте поставьте нам свыше плана электроэнергию». Соответственно, у нас в России должны включать самые дорогие станции для регулирования дисбалансов, то есть внепланового потребления в Казахстане, поэтому подключаются наиболее дорогие по себестоимости резервные мощности. Отсюда и идут эти ценовые скачки», — пояснил Преснов.
В СУХОМ ОСТАТКЕ:
Хотя республика может «запитать» свое энергетическое потребление от российской Энергосети, но цены на это настолько высоки, что это вызывает недовольства и среди обычных граждан, и среди бизнесменов. К тому же, начиная с 1 апреля уже этого года, нерегулируемые организации, которые поставляли энергию предприятиям по более низким тарифам, были закрыты.
«По моим данным, от 15 до 18 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса столкнутся с последствиями этого решения. Практически во всех регионах, за редким исключением, растут тарифы для бизнеса. Растут по-разному, но средний рост составляет около 50%», — отметил председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов (Orda.kz).
Что можно сказать в итоге? Вобщем-то, ситуация лишь усугубляется, и Казахстан продолжает заводить себя в тупик, из которого, в будущем, возможно будет сложно искать выход.