Одесский Привоз, петербургский Сытный рынок, московская Сухаревка, французский «Чрево Парижа»… Ростовский Центральный рынок, традиционно называемый еще Старым базаром, с полным правом занимает не последнее место в этом мировом списке знаменитых торжищ. Вот и столь авторитетный в деловом мире журнал «Форбс», как-то посвятил ростовскому Центральному рынку целый разворот.
Рынок начинался так…
Конечно, сегодня разительно изменился сам формат торговли. Куда ни глянь – повсюду универсамы супермаркеты, торговые центры и прочие «храмы торговли». Однако никакие торговые новации не способны отменить традиционного рынка с его особым и неповторимым колоритом. В том числе, разумеется, и ростовского Центрального рынка.
Что, впрочем, вовсе не означает необходимости перемен в деятельности самого рынка как современного крупного торгового предприятия. И одновременно самого возрастного в городе. Если и не считать Старый базар ровесником Ростова, чье летосчисление ведется, как известно, от 1749 года, то уж сверстником заложенной 12 лет спустя легендарной крепости Дмитрия Ростовского он – потомок знаменитого ростовского Торжка – наверняка является. Так что можно считать, что в нынешнем году справил Центральный рынок южной столицы свое 260-летие.
Старый базар образца позапрошлого века.
Широко юбилей этот, насколько известно, не отмечался. Да и не в этом дело. Главное, что подошел рынок к столь знаковому рубежу в своей яркой истории на волне обновления.
Оно началось еще лет 15 назад. Вернее, начался нынешний этап обновления – самый, пожалуй, масштабный в истории рынка. А по большому счету, меняться Центральный рынок не переставал никогда. При этом наиболее богатый на перемены период его биографии выпал на послевоенные десятилетия. Сначала на территории рынка пришлось ликвидировать оставшиеся после гитлеровской оккупации разгром и разорение. Потом настало время строительства новых и реконструкции уже имеющихся торговых площадей и павильонов.
Сразу после войны…
Так, во второй половине прошлого века был радикально перестроен один из двух главных крытых павильонов. Приобрел этакий модерновый вид – в полном соответствии с архитектурной модой того времени. До второго павильона руки у реконструкторов не дошли – и слава Богу. Менять исторический архитектурный облик зданий – занятие не самое продуктивное. Однако в ту пору эта истина, видно, плохо понималась. А воспринималась еще хуже. Так и остались диссонировать между собой два мощных павильона по обе стороны главного входа на рынок на Буденновском проспекте …
Время обновления
Но то уже довольно давние дела. А сегодня реконструкция торговых площадей Центрального рынка ведется на совершенно иных основах, с учетом современных технологий организации торговли.
— Каждый может увидеть, как преобразился рынок за последние годы, – отмечает генеральный директор ЗАО «Центральный рынок» Юрий Иванович Муковоз. – Построили новый торговый комплекс, подземную парковку, сносим многие старые постройки. Жестко и взыскательно подходим к ликвидации облепивших рынок снаружи ларьков и киосков. Снос ведем планомерно. Но действуем исключительно по правилам, на основе разрешений, с проведением историко-культурной экспертизы…
Новые просторные и удобные павильоны приходят на смену прежним архаичным киоскам и открытым прилавкам.
Как результат, на рынке появились новые павильоны. Овощной, где вот уже несколько лет ведется торговля овощами и фруктами. Вещевой, напоминающий хорошо организованный магазин одежды и галантереи. Побывавший здесь недавно уполномоченный при президенте страны по правам предпринимателей Борис Титов был впечатлен тем, как четко работает вещевой павильон.
И это несмотря на то, что собрался под одной крышей не один десяток арендаторов торговых мест, каждый со своим ассортиментом. Но факт: удалось создать на основе нового павильона единый торговый механизм. В современной рыночной торговле это, собственно, и является признаком цивилизованности.
Рыночный оптимизм
И традиционный рыночный колорит удается сохранить. Разумеется, тоже на новых, прогрессивных началах. В одном из уголков рынка его руководство вполне сознательно сохраняет шумные и яркие фруктово-овощные и рыбные ряды. Но – чистые, обустроенные и радующие глаз. Не случайно заглядывавшие сюда знаменитости из числа гостей Ростова, никогда не скрывали своего восхищения. Бизнес-омбудсмен Титов не стал исключением, одобрив то, как ведутся дела на рынке, и направление, в каком он развивается.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов: Суть преобразований, идущих на Центральном рынке Ростова, — цивилизованная торговля.
Сейчас здесь, как уже говорилось, убирается большинство мелких киосков. Их заменяют на более просторные современные торговые павильоны. Идет перепланировка торговых площадей между переулками Соборным и Семашко. Цель все та же: избавить торговлю от сумбура, сделать ее более удобной как для покупателя, так и для продавца. И, судя по откликам людей по обе стороны торговых прилавков, это руководству Центрального рынка удается.
Антонина торгует в мясном павильоне уже не первый год. Считает, что за это время торговать становится легче:
– Решены многие вопросы. Скажем, современные холодильники у нас появились. Значительно упростилась процедура проверки продукции в рыночной лаборатории. А значит, мы имеем возможность быстрее выложить на прилавок свой товар. И это будет охлажденное, а не перемороженное мясо…
Покупатели тоже с оптимизмом смотрят на происходящие перемены. Но оптимизм этот, конечно, осторожный. Побаиваются, как бы все преобразования на рынке ни привели к подорожанию товара. Однако пока опасения остаются лишь опасениями. Реальность выглядит куда более оптимистично.
Чтобы этот рыночный оптимизм сохранялся и воплощался во вполне осязаемые практические дела, надо еще много сделать. И нужны, разумеется, средства. Понимая это, руководство Центрального рынка терпеливо формировало резервный фонд – финансовую основу реконструкции. А еще наличие свободных средств помогает не допустить резкого роста цен. Следовательно – не оттолкнуть от рынка покупателей.
Рыночная экономика и экономика рынка
Парадокс, но все «рыночные» три десятка лет нашей истории именно рынкам живется несладко. К объективным экономическим неурядицам то и дело добавляются административные и правовые рогатки. Достаточно вспомнить федеральный закон «О розничных рынках». Изначальный его вариант иначе как волюнтаристским назвать нельзя. Сохранись он в своем первозданном виде, то стал бы смертным приговором рынкам. Их бы просто смяли крупные торговые сети, видящие в рынках основных конкурентов. Вот только выиграли бы от этого экономика и общество? Вопрос явно риторический…
Все эти годы Ассоциация розничных рынков Ростовской области, возглавляет которую Ю. И. Муковоз, не уставала отстаивать рыночную торговлю. Выступала с инициативами, участвовала в экспертной оценке устанавливаемых для рынков норм и правил. Добивалась реализма в вопросе определения сроков перевода торговли в капитальные строения. И призывала действовать строго по плану. Не отставая от требований времени. Но и не забегая вперед…
Рынки потому так живучи, что торговля здесь выполняет важную социальную функцию. Вспомним, как в тяжелые 90-е именно на рынках зарабатывали на жизнь своим семьям в один миг превратившиеся в «челноков» дипломированные, а то и остепененные специалисты. Некоторые и со сменой экономической ситуации так и остались реализаторами, торгующими доступным многим товаром. На такой по-прежнему есть спрос, а значит, место его и его продавцов именно на рынке, а не в бутиках торговых центров. И, как видим, для них место такое на Центральном рынке Ростова находится.
Торговля одеждой вчера и сегодня.
Первый восторг от сетевых супермаркетов сегодня выветрился. Остудили их цены, оказавшиеся далеко не низкими. Вызывают нередко претензии качество продукции и ее свежесть. В таких условиях у рынков есть собственная ниша. И отдавать ее они не намерены. Не поддаются даже на ярмарочные посулы. В конце концов, рыночная и ярмарочная торговля – это два разных торговых формата. Они могут и должны существовать. Но подменять одну другой едва ли целесообразно.
Очевидно, что ярмарка не способна заменить рынка. Ярмарка – это торговля с приспособленных, а не со стационарных мест. Отсутствует на ярмарках и необходимый жесткий контроль качества реализуемого товара. В том числе и санитарный. В этом отношении Центральный рынок южной столицы неизменно отличался оборудованными лабораториями с высококвалифицированными специалистами. Это еще светоч отечественной санитарии, известный своей высочайшей взыскательностью академик Геннадий Онищенко отмечал. Посетив инкогнито ростовский Центральный рынок, строгий и непререкаемый авторитет не смог обнаружить здесь ни единого нарушения.
Онищенко все правильно понимает. Но вот те, кто масштабом пониже… Это же на местном уровне рождаются странноватые идеи, суть которых – под видом прогрессивных преобразований извести саму рыночную торговлю. Это тревожное явление не так давно подмечала наша газета («Кому мешает ростовский Центральный рынок?». «НВ» № 221 от 29 июля 2021 г.).
По убеждению Ю. Муковоза, рыночному делу все еще не хватает стратегической определенности развития. Недопустимо отталкивать от рынков тех, кто желает и способен торговать. А чрезмерная плата за аренду торгового места оттолкнуть способна. И покупателя косвенно тоже оттолкнет. А раз так, то сам собой напрашивается вывод:
– В каждом городе нужно иметь как крупные торговые центры, так и магазины шаговой доступности. И, разумеется, рынки, по-современному организованные. В наличии такого разнообразного торгового спектра – залог свободной конкуренции и реальные стимулы к повышению качества продукции и культуры торгового обслуживания. Того, что называется цивилизованной торговлей…
Материалы по теме:
Кому мешает ростовский Центральный рынок?
«Чрево Ростова»
Центральный рынок озвучил свою позицию по претензиям администрации к ларькам рядом собором
«Юрий Муковоз: Мы — в центре торговли, и это ко многому обязывает….»