Парламент Чечни просит запретить упоминание в СМИ национальности преступников
Стой смирно, не дыши!
Недавно, 22 ноября, меня крепко огорошили чеченские парламентарии, которые с подачи председателя парламента Чечни Магомеда Даудова обратились в Государственную думу России с довольно сомнительной законодательной инициативой. Вот как она сформулирована: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о национальной принадлежности, вероисповедании и принадлежности к народам Российской Федерации лиц, причастных к совершению преступлений».По мнению чеченских депутатов, введение запрета обусловлено необходимостью сохранения межнационального и межконфессионального согласия и мира в России.
Не могу остаться равнодушным. Так уж карта легла, что я более тридцати с лишком лет занимаюсь проблемами российского уголовно-арестантского сообщества. И ситуация с «обезличкой» преступников меня здорово напрягает. Не то чтобы такая попытка предпринималась впервые. В новой России теорию о том, что преступность не имеет национальности, активно начали развивать, пожалуй, с середины 1990-х. Однако всё ограничивалось рамками научных дискуссий и диспутов, не переходя в сферу юридических инициатив. Как вдруг…
Собственно, на самом деле тут даже повода для обсуждения нет. Одно дело, если бы речь шла о каком-нибудь отдельном случае. К примеру, башкирский хулиган отобрал смартфон у второклассника. Что нам до национальности или вероисповедания этого башибузука? Но когда запрет обретает форму закона – дело совсем другое. Фактически такой закон напрямую уводит из-под ответственности этнические преступные организации, препятствует свободе слова, полноценной деятельности СМИ, праву граждан на получение полноценной информации. В принципе, исчезает обязанность борьбы правоохранительных органов с так называемой этнической преступностью. Вернёмся к башкирскому хулигану: если в конкретном районе отбирают телефоны у малышей или грабят граждан исключительно башкирские уголовники, скрывать подобную информацию от общества – значит, потакать этническим преступным группировкам.
Призыв карать за сообщение о национальной принадлежности и вероисповедании преступников означает отрицание того, что в России и в мире существует этническая преступность, то есть уголовные сообщества, состоящие из людей одной национальности и (или) скреплённые одними религиозными представлениями – пусть даже искажённо истолкованными, как в случае с ИГИЛ (организацией, запрещённой в России).
То, что этнические группировки и в России, и за рубежом благополучно существуют и процветают, отрицать нелепо. Однако новый законопроект призывает именно к этому! Он ведь касается не только отдельных уголовников, но и упоминания национальных преступных сообществ. Вот нет их – и всё.
Вы меня можете поправить: мол, новый закон касается только упоминания национальности и вероисповедания преступниковв СМИ и Интернете.А правоохранители будут продолжать непримиримую борьбу с гнусными отбросами разных этносов и народностей. Аббалдеть… И таким образом наши депутаты собираются сохранить национальный и религиозный мир в России? Но ведь общество состоит не из слепоглухонемых. Даже если не выносить проблему в публичное пространство, она никуда не денется. Нужно сообща искать пути решения, и зачастую это – не только борьба с уголовной преступностью, но и социальные болезни.
Летающие драконы и Бульдоги Фресно
Между тем представители различных диаспор России поддержали предложение чеченских законотворцев. Так, в комментарии «Газете. Ru» глава Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов заветил: «Упоминание в СМИ национальностей преступников формирует мнение общества о нации. Поэтому я за то, чтобы в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, не озвучивали принадлежность преступников. Это выглядит так же, как если в республиках будут говорить: русский зарезал местного».
Его поддержал в том же издании президент Союза армян России Арам Абрамян: «Преступление совершает конкретный человек, и национальность в данном случае имеет не первоочередное значение».Такое же мнение высказал агентству ТАСС заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Рушан Аббясов: «Нет плохих народов или плохой религии, а есть люди, которые нарушают общепринятые устои».
Кто бы спорил: по одному «гнилому» представителю или даже по группе негодяев нельзя судить обо всей нации, народности, этносу. Но вот об особенностях уголовной психологии, традиций, профессионального уклада преступников – очень даже можно. Более того – даже нужно. Стенания о том, что указания национальности бандита несмываемым пятном ложатся на всех его соплеменников, попросту нелепы. Родоплеменные, клановые, конфессиональные отношения, кровное родство и многое другое – всё это имеет значение в борьбе с уголовщиной, особенно организованной.
Если вы кому-либо в полиции США (страны сверхсвободной и супертолерантной) заявите, что «у преступности нет национальности и вероисповедания», на вас посмотрят как на придурка. Не буду особо распространяться, отсылаю на страницу Википедии с говорящим названием «Список преступных группировок США». Понемногу для общего обзора:
Афроамериканцы
Нация всемогущего Чёрного Принца Стоуна
Нация всемогущего Лорда-наместника
Сутенёры четырёх углов
Чёрные ученики
Чёрная мафиозная семья
Чёрный Принц Стоун (Джунгли)
Кровавые Охотники за головами
Секс, деньги, убийство
Объединённая кровавая нация
Восточноазиаты
Азиатские парни(вьетнамцыи камбоджийцы)
Рождённые убивать – вьетнамцы
Летающие драконы – китайцы и вьетнамцы
Банда четырёх морей – китайцы
Призрачные тени – китайцы
Индийская мафия – индусы
Дьяволы – филиппинцы
Змееголовые – китайцы
Триада– китайцы
Албанцы
Ирландцы
Банда Уинтер Хилл
Итальянцы
Семья Буфалино
Семья Буффало
Выходцы из Латинской Америки
Бульдоги Фресно– мексиканцы
Братья из гетто – пуэрториканцы
Картель Гольфо– мексиканцы и гватемальцы
Картель Хуареса– мексиканцы
Латиноамериканские орлы – пуэрториканцы
Латиноамериканские короли– пуэрториканцы и мексиканцы
Лос-Сетас– мексиканцы
Мара Сальватруча(«бригада сальвадорских бродячих муравьёв») – сальвадорцы
Короче, там их десятки и сотни: турецкие, армянские, азербайджанские, русские, «арийские» и ещё шут знает какие. И вы хотите сказать, что полиция Штатов борется со всей этой швалью, не обращая внимания на национальные и конфессиональные особенности преступников? Или что американские СМИ не публикуют эти данные? Да и невозможно такое замалчивание, поскольку многие убийства происходят в китайских, вьетнамских, латинских, «чёрных», итальянских и прочих кварталах. Как скрывать в таком случае национальность, если грабитель, скажем, Саширо Ямомото? Неужто неясно, какого он роду-племени? Его кто-то за румына примет? А если назовут этого Саширо по ТВ японцем, то все «чистокровные» американцы прекратят посещать японские ресторанчики и проклянут Страну восходящего солнца? Ну что за дурь такая…
Без лицемерия и риска
При всём при том надо признать: разумное зерно в предложениях чеченских парламентариев есть. Просматривая статьи об этнической преступности в Интернете, я замечаю, как накаляется уровень национал-шовинистической истерии, в основном со стороны русских «патриотов». Несомненно, для настроений подобного типа есть свои причины, однако существует опасность, накручивая себя, создать монстров, от которых сам же сойдёшь с ума.
Навязывание стереотипов, сознательные попытки исказить факты и убедить общество в «преступной сущности» того или иного этноса – всё это должно, по-моему, пресекаться. Но это никак не касается определённой этнической организации или её члена.
Не поддержали инициативу чеченского парламента и в Совете по правам человека при президенте России. В заявлении СПЧ говорится: «В случае принятия инициатива поставит в рискованное и лицемерное положение журналистское сообщество, является избыточной относительно действующего законодательства и приведёт к искажению информации, распространение которой является не только правом, но и долгом СМИ».
В Совете указали, что проблема уже отрегулирована в статье 282 УК РФ «О возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства». То есть если указание на национальность или конфессию подозреваемого или осуждённого оскорбляет его достоинство (или достоинство его нации и религии), то для этого существует отдельная статья Уголовного кодекса. Зачем огород городить?
Не поддержала предложение чеченцев и член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева: «Инициатива, на мой взгляд, опасная и вредная. Нельзя обезличивать преступность и преступника. Иначе что будет следующим шагом? Запрет указывать пол, чтобы не нарушать гендерное равенство? Запрет говорить про возраст преступника, его образование? Но ведь всё это и помогает нам понять, почему человек преступил закон, что этому способствовало и как предупредить подобные преступления».
Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов подчеркнул, что представители МВД и других правоохранительных органов уже давно не называют национальности подозреваемых и задержанных. «При этом «выходец с Северного Кавказа» – это же не национальность, значит, можно будет и дальше упоминать. Да и в приговоре все равно будет указана национальность».
Наконец, в комментарии «Российской газете» своё мнение по проблеме запрета указывать национальность и вероисповедание преступника высказал председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков:
«Мы должны аккуратно относиться к любым новым запретам для СМИ, так как это будет ограничение в целом для граждан в получении всесторонней объективной информации.
Давайте посмотрим международный опыт: если преступления совершили русские в Германии или США, там так и напишут – преступления совершены русскими. Это невозможно запретить. Значит, если у нас преступления совершаются американцами, узбеками или немцами, наши СМИ тоже имеют право указывать национальность преступника.
Что же касается вопроса совершения преступлений гражданами России и освещения этого в СМИ, то я считаю, что в любом случае не получится скрыть какую-либо информацию от людей. Если русские приедут в Махачкалу и кого-то побьют или дагестанцы побьют кого-то в Самаре – это будет освещаться как есть, и сложно заставить журналистов написать по-другому.
Я бы больше внимания уделял именно предотвращению и профилактике преступлений. Обратите внимание, сколько было раньше хулиганских действий чеченцев в той же Москве и насколько меньше их сейчас, после того как Кадыров начал жестко реагировать на такие случаи. Чеченцы боятся его реакции даже больше, чем полиции, и ведут себя корректно, лишний раз подумают, прежде чем что-то сделать. Главам других национальных республик и диаспорам стоит изучить этот опыт, и проблем будет меньше».
Золотые слова. А я вот задумался: может, нынешняя инициатива и вызвана тем, что горячим чеченским парням невмоготу стало жить под суровой кадыровской рукой, когда за слишком вольное (тем более преступное) поведение с них спрашивается по полной?
Что делать, ребята, надо чем-то жертвовать.