Безликие, но жестокие

by Николаев
77 views

Парламент Чечни просит запретить упоминание в СМИ национальности преступников

Стой смирно, не дыши!

Недавно, 22 ноября, меня крепко огорошили чеченские парламентарии, которые с подачи председателя парламента Чечни Магомеда Даудова обратились в Государственную думу России с довольно сомнительной законодательной инициативой. Вот как она сформулирована: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о национальной принадлежности, вероисповедании и принадлежности к народам Российской Федерации лиц, причастных к совершению преступлений».По мнению чеченских депутатов, введение запрета обусловлено необходимостью сохранения межнационального и межконфессионального согласия и мира в России.

Не могу остаться равнодушным. Так уж карта легла, что я более тридцати с лишком лет занимаюсь проблемами российского уголовно-арестантского сообщества. И ситуация с «обезличкой» преступников меня здорово напрягает. Не то чтобы такая попытка предпринималась впервые. В новой России теорию о том, что преступность не имеет национальности, активно начали развивать, пожалуй, с середины 1990-х. Однако всё ограничивалось рамками научных дискуссий и диспутов, не переходя в сферу юридических инициатив. Как вдруг…

Собственно, на самом деле тут даже повода для обсуждения нет. Одно дело, если бы речь шла о каком-нибудь отдельном случае. К примеру, башкирский хулиган отобрал смартфон у второклассника. Что нам до национальности или вероисповедания этого башибузука? Но когда запрет обретает форму закона – дело совсем другое. Фактически такой закон напрямую уводит из-под ответственности этнические преступные организации, препятствует свободе слова, полноценной деятельности СМИ, праву граждан на получение полноценной информации. В принципе, исчезает обязанность борьбы правоохранительных органов с так называемой этнической преступностью. Вернёмся к башкирскому хулигану: если в конкретном районе отбирают телефоны у малышей или грабят граждан исключительно башкирские уголовники, скрывать подобную информацию от общества – значит, потакать этническим преступным группировкам.

Призыв карать за сообщение о национальной принадлежности и вероисповедании преступников означает отрицание того, что в России и в мире существует этническая преступность, то есть уголовные сообщества, состоящие из людей одной национальности и (или) скреплённые одними религиозными представлениями – пусть даже искажённо истолкованными, как в случае с ИГИЛ (организацией, запрещённой в России).

То, что этнические группировки и в России, и за рубежом благополучно существуют и процветают, отрицать нелепо. Однако новый законопроект призывает именно к этому! Он ведь касается не только отдельных уголовников, но и упоминания национальных преступных сообществ. Вот нет их – и всё.

Вы меня можете поправить: мол, новый закон касается только упоминания национальности и вероисповедания преступниковв СМИ и Интернете.А правоохранители будут продолжать непримиримую борьбу с гнусными отбросами разных этносов и народностей. Аббалдеть… И таким образом наши депутаты собираются сохранить национальный и религиозный мир в России? Но ведь общество состоит не из слепоглухонемых. Даже если не выносить проблему в публичное пространство, она никуда не денется. Нужно сообща искать пути решения, и зачастую это – не только борьба с уголовной преступностью, но и социальные болезни.

Летающие драконы и Бульдоги Фресно

Между тем представители различных диаспор России поддержали предложение чеченских законотворцев. Так, в комментарии «Газете. Ru» глава Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов заветил: «Упоминание в СМИ национальностей преступников формирует мнение общества о нации. Поэтому я за то, чтобы в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, не озвучивали принадлежность преступников. Это выглядит так же, как если в республиках будут говорить: русский зарезал местного».

Его поддержал в том же издании президент Союза армян России Арам Абрамян: «Преступление совершает конкретный человек, и национальность в данном случае имеет не первоочередное значение».Такое же мнение высказал агентству ТАСС заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Рушан Аббясов: «Нет плохих народов или плохой религии, а есть люди, которые нарушают общепринятые устои».

Кто бы спорил: по одному «гнилому» представителю или даже по группе негодяев нельзя судить обо всей нации, народности, этносу. Но вот об особенностях уголовной психологии, традиций, профессионального уклада преступников – очень даже можно. Более того – даже нужно. Стенания о том, что указания национальности бандита несмываемым пятном ложатся на всех его соплеменников, попросту нелепы. Родоплеменные, клановые, конфессиональные отношения, кровное родство и многое другое – всё это имеет значение в борьбе с уголовщиной, особенно организованной.

Если вы кому-либо в полиции США (страны сверхсвободной и супертолерантной) заявите, что «у преступности нет национальности и вероисповедания», на вас посмотрят как на придурка. Не буду особо распространяться, отсылаю на страницу Википедии с говорящим названием «Список преступных группировок США». Понемногу для общего обзора:

Афроамериканцы

Нация всемогущего Чёрного Принца Стоуна

Нация всемогущего Лорда-наместника

Сутенёры четырёх углов

Чёрные ученики

Чёрная партизанская семья

Чёрная мафиозная семья

Кровавые

Чёрный Принц Стоун (Джунгли)

Кровавые Охотники за головами

Секс, деньги, убийство

Объединённая кровавая нация

Восточноазиаты

Азиатские парни(вьетнамцыи камбоджийцы)

Чёрные драконыкитайцы

Рождённые убивать – вьетнамцы

Летающие драконы – китайцы и вьетнамцы

Банда четырёх морей – китайцы

Призрачные тени – китайцы

Индийская мафия – индусы

Дьяволы – филиппинцы

Змееголовые – китайцы

Триада– китайцы

Якудзаяпонцы

Албанцы

Албанская мафия

Ирландцы

Ирландская мафия

Банда Уинтер Хилл

Итальянцы

Семья Бонанно

Семья Буфалино

Семья Буффало

Семья Декавальканте

Семья Гамбино

Выходцы из Латинской Америки

Бульдоги Фресно– мексиканцы

Братья из гетто – пуэрториканцы

Картель Гольфо– мексиканцы и гватемальцы

Картель Хуареса– мексиканцы

Латиноамериканские орлы – пуэрториканцы

Латиноамериканские короли– пуэрториканцы и мексиканцы

Лос-Сетас– мексиканцы

Мара Сальватручабригада сальвадорских бродячих муравьёв») – сальвадорцы

Короче, там их десятки и сотни: турецкие, армянские, азербайджанские, русские, «арийские» и ещё шут знает какие. И вы хотите сказать, что полиция Штатов борется со всей этой швалью, не обращая внимания на национальные и конфессиональные особенности преступников? Или что американские СМИ не публикуют эти данные? Да и невозможно такое замалчивание, поскольку многие убийства происходят в китайских, вьетнамских, латинских, «чёрных», итальянских и прочих кварталах. Как скрывать в таком случае национальность, если грабитель, скажем, Саширо Ямомото? Неужто неясно, какого он роду-племени? Его кто-то за румына примет? А если назовут этого Саширо по ТВ японцем, то все «чистокровные» американцы прекратят посещать японские ресторанчики и проклянут Страну восходящего солнца? Ну что за дурь такая…

Без лицемерия и риска

При всём при том надо признать: разумное зерно в предложениях чеченских парламентариев есть. Просматривая статьи об этнической преступности в Интернете, я замечаю, как накаляется уровень национал-шовинистической истерии, в основном со стороны русских «патриотов». Несомненно, для настроений подобного типа есть свои причины, однако существует опасность, накручивая себя, создать монстров, от которых сам же сойдёшь с ума.

Навязывание стереотипов, сознательные попытки исказить факты и убедить общество в «преступной сущности» того или иного этноса – всё это должно, по-моему, пресекаться. Но это никак не касается определённой этнической организации или её члена.

Не поддержали инициативу чеченского парламента и в Совете по правам человека при президенте России. В заявлении СПЧ говорится: «В случае принятия инициатива поставит в рискованное и лицемерное положение журналистское сообщество, является избыточной относительно действующего законодательства и приведёт к искажению информации, распространение которой является не только правом, но и долгом СМИ».

В Совете указали, что проблема уже отрегулирована в статье 282 УК РФ «О возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства». То есть если указание на национальность или конфессию подозреваемого или осуждённого оскорбляет его достоинство (или достоинство его нации и религии), то для этого существует отдельная статья Уголовного кодекса. Зачем огород городить?

Не поддержала предложение чеченцев и член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева: «Инициатива, на мой взгляд, опасная и вредная. Нельзя обезличивать преступность и преступника. Иначе что будет следующим шагом? Запрет указывать пол, чтобы не нарушать гендерное равенство? Запрет говорить про возраст преступника, его образование? Но ведь всё это и помогает нам понять, почему человек преступил закон, что этому способствовало и как предупредить подобные преступления».

Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов подчеркнул, что представители МВД и других правоохранительных органов уже давно не называют национальности подозреваемых и задержанных. «При этом «выходец с Северного Кавказа» – это же не национальность, значит, можно будет и дальше упоминать. Да и в приговоре все равно будет указана национальность».

Наконец, в комментарии «Российской газете» своё мнение по проблеме запрета указывать национальность и вероисповедание преступника высказал председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков:

«Мы должны аккуратно относиться к любым новым запретам для СМИ, так как это будет ограничение в целом для граждан в получении всесторонней объективной информации.

Давайте посмотрим международный опыт: если преступления совершили русские в Германии или США, там так и напишут – преступления совершены русскими. Это невозможно запретить. Значит, если у нас преступления совершаются американцами, узбеками или немцами, наши СМИ тоже имеют право указывать национальность преступника.

Что же касается вопроса совершения преступлений гражданами России и освещения этого в СМИ, то я считаю, что в любом случае не получится скрыть какую-либо информацию от людей. Если русские приедут в Махачкалу и кого-то побьют или дагестанцы побьют кого-то в Самаре – это будет освещаться как есть, и сложно заставить журналистов написать по-другому.

Я бы больше внимания уделял именно предотвращению и профилактике преступлений. Обратите внимание, сколько было раньше хулиганских действий чеченцев в той же Москве и насколько меньше их сейчас, после того как Кадыров начал жестко реагировать на такие случаи. Чеченцы боятся его реакции даже больше, чем полиции, и ведут себя корректно, лишний раз подумают, прежде чем что-то сделать. Главам других национальных республик и диаспорам стоит изучить этот опыт, и проблем будет меньше».

Золотые слова. А я вот задумался: может, нынешняя инициатива и вызвана тем, что горячим чеченским парням невмоготу стало жить под суровой кадыровской рукой, когда за слишком вольное (тем более преступное) поведение с них спрашивается по полной?

Что делать, ребята, надо чем-то жертвовать.