Спектакли без сцены и зала

by Николаев
48 views

Донские эксперименты с театральным пространством

Раньше «Гамлета»

В последние три года донским театралам не раз представлялась возможность увидеть необычные спектакли: без театральных сцен и стен.

Некоторые из этих постановок и родились на донской земле. Это прежде всего «Волшебная страна» – спектакль-прогулка приостановившего ныне свою деятельность «Театра 18+». Действие разворачивается в старых ростовских дворах. Спектакль отмечен премией «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

Сценическим пространством нескольких мини-спектаклей становились рыночный павильон, библиотека, недавнее пепелище, зал ожидания аэропорта. Эти постановки возникли в ходе состоявшегося в Ростове фестиваля «Трансформация».

А Таганрог в этом году провел международный фестиваль «Улица Чехова»: драматические постановки в исторических декорациях малой родины Антона Павловича.

У всех этих постановок немало молодых восторженных зрителей:

– Хорошо, что мы живем во времена, когда возможны такие спектакли!

Такое мнение я слышала не раз. Хочу его оспорить. Не в том, что эти эксперименты интересны, а в том, что в прежние годы ничего подобного в наших краях не бывало.

Думаете, собираюсь напомнить о спектакле-бродилке «Гамлет» в Ростовском молодежном театре?

Когда-то (а вернее, в 1995-м, в год своей премьеры) он прогремел на всю страну. Ведь режиссер Владимир Чигишев превратил в замок Эльсинор само здание театра. Зрители, следуя по нему за артистами, занятыми в постановке, становятся свидетелями событий, о которых рассказал Шекспир. Творческая находка на все времена. Недаром чигишевский «Гамлет» по сей день в репертуаре, его как живую достопримечательность города предлагают посмотреть туристам.

Однако мой рассказ о других постановках, не таких прославленных и удачливых, но попадавших в топовые новости сарафанного радио своего времени, оставшихся в памяти любителей театра.

Окно на «Крышу»

Одной из таких новостей во второй половине 1980-х годов стал спектакль в вишневом саду. Это не по Чехову, хотя появился он стараниями земляков Антона Павловича.

Вишневый сад – одно из природных украшений музея-заповедника «Танаис». Там, с легкой руки его тогдашнего директора Валерия Чеснока, начали устраивать ежегодные пушкинские праздники. В этом саду артисты народного театра таганрогского ДК «Красный котельщик» разыграли спектакль по пьесе «Афинянин». Сочинил ее поэт и бард Геннадий Жуков, известный сегодня как один из основателей «Заозерной школы».

…1988 год. Театр «Характеры» Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ) приглашает на премьеру «Крыши» – спектакля из студенческой жизни по пьесе Александра Галина. Это – дипломная работа главрежа «Характеров» Александра Пхиды. В ту пору Александр Пхида – ныне театральный режиссер и педагог, журналист – оканчивал Щукинское театральное училище.

В зрительный зал с амфитеатром превратили просторную аудиторию главного университетского корпуса. По сюжету на одного из персонажей накатывает депрессия, она ведет его на крышу студенческого общежития. Неравнодушная к судьбе этого парня девушка, в которую многие влюблены, опасается, как бы не произошло непоправимое. Она посылает на крышу ради его спасения своего поклонника. Тот забирается туда по пожарной лестнице из окна общежитской комнаты.

В аудитории, ставшей зрительным залом, тоже окно, к которому снаружи примыкает пожарная лестница. И студент, игравший спасателя, действительно из него вылезал. Как бы на крышу, а на самом деле – на ближайший балкон того же второго этажа. Реакция зрителей была бурной.

На следующий год – еще одна постановка Александра Пхиды, о которой говорили даже те, кто ее не видел. Теперь действие разворачивается исключительно на открытом воздухе: во дворе научной библиотеки РГУ. Здесь играют «Комедию ошибок» Шекспира. Чаша неработающего фонтана, стены гаражей, каменная лестница становятся не только декорациями, но и словно персонажами спектакля.

«Комедия ошибок» – один из первых донских спектаклей под открытым небом.

Плененная ромашка

Эта постановка должна была стать частью большого долгосрочного проекта, о котором тоже можно было бы сделать спектакль. Или снять фильм. Среди главных его героев были бы, кроме Александра Пхиды, известные сегодня деятели театра и кино Виктор Шамиров и Кирилл Серебренников, в ту пору – студенты РГУ.

Время было перестроечное. Одна из его примет – выборы трудовыми коллективами своих руководителей. В РГУ намечались выборы ректора. Один из претендентов на этот пост проникся идеей молодых талантов превратить полузаброшенный двор в своего рода парк искусств, пообещал в случае победы на выборах заняться ее реализацией. А пока помог с обустройством в этом дворе экспериментальной театральной студии «Мастерская 101», средствами на ближайшие постановки.

Режиссеры буквально расчищали поле для спектаклей, убирая горы мусора. Сеяли не только разумное, доброе, вечное, но и обыкновенную газонную траву.

Некоторым местным жителям такая активность не понравилась. Часть двора они давно превратили в филиал пивбара под открытым небом, предстоящие перемены приняли в штыки. Даже бутылками пуляли в студийцев, но не запугали. «Комедия ошибок» состоялась, слухи о ней разнеслись далеко.

Однако вскоре пришла беда, откуда не ждали. Претендент, взявшийся помогать молодым талантам, выборы проиграл. Его удачливый соперник план переустройства библиотечного двора не одобрил. Для «Мастерской 101» наступило время скитаний: со двора в подвал филфака РГУ, из подвала – в ДК «Ростсельмаш».

В ДК «Ростсельмаш» помогла перебраться руководитель его народного театра Галина Жигунова, мама отважного киногардемарина.

Студийцам благодаря ее ходатайству выделили бесплатное помещение, но, увы… Однажды, придя в, казалось, уже свой ДК, они обнаружили на месте театральной «Мастерской»… мебельный салон, взявший без ее ведома ее квадратные метры в аренду.

Имущество студии исчезло бесследно. Только в вазочке на столе салона белел маленький цветочек – ромашка из театрального реквизита…

И снова Шекспир

В 1993 году в сцену и зрительный зал под открытым небом превратился один из красивейших уголков донской столицы – «писательский дворик» на улице Пушкинской (ныне этого территория Общественного собрания Ростовской области). Там разыграли спектакль Александра Пхиды по изящной, остроумной пьесе Бернарда Шоу о Шекспире и адресатке его стихов «Смуглая леди сонетов».

В этом проекте были заняты артисты театра народной драмы «Эпос» и Ростовского академического драмтеатра им. М. Горького. Английскую королеву Елизавету играла одна из тогдашних ведущих актрис ростовской драматической сцены Татьяна Малиновская. В роли юной леди Мэри Фиттон – одна из нынешних ведущих актрис Театра Горького Юлия Борисова.

Гости из Великобритании, которых пригласили на эту постановку, рассказывали, что впервые видят спектакль в таком необычном формате, созданный профессиональными артистами. Увлеклись его интерактивом: приглашением после просмотра на старинный танец – в духе времен Шекспира.

К сожалению, показы этих необычных постановок под открытым небом, в нетрадиционном театральном пространстве, прошли считанное количество раз. И это несмотря на интерес к ним зрителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Все же судьба спектакля, родившегося в стенах стационарного театра, надежнее. А здесь она зависит от множества самых разнообразных причин. Даже от погоды на дворе.