Чтобы выжить как независимое государство, Украине предстоит пойти на уступки — и как можно скорее, пишет AT. Но для этого, считает автор статьи, необходимо «изолировать» Зеленского. Стране нужно коалиционное правительство, которое начнет переговоры с Россией.
Недавние массированные бомбардировки украинской территории и наступление российской армии на нескольких направлениях — предвестники финала, который ждет Украину, если страна срочно не отыщет выход. Одно из решений — превратить страну в более гибкого игрока, то есть изолировать Зеленского. И лучший способ этого добиться — это коалиционное правительство, которое возьмет на себя бремя переговоров с Россией.
Сегодня мы только и слышим от Зеленского и соратников, что они смогут одержать военную победу даже без помощи Америки, что они не сдадут ненавистным русским ни пяди украинской земли и возьмут американскую военную технику “в аренду” или купят ее на немецкие деньги.
Верит ли украинское руководство в собственные речи?
Полагаю, что нет — они лишь пытаются успокоить народ. Но трудно сохранять спокойствие, когда в небе взрываются ракеты и беспилотники, а вы при этом пытаетесь заснуть в убежище или холодном подвале.
Главная ошибка переговоров
Главная ошибка произошла 30 марта 2022 года. Именно тогда Борис Джонсон якобы убедил Зеленского отвергнуть мирное соглашение, к которому стороны успели прийти в Стамбуле. Я считаю, что Джонсон придал легитимности решению Зеленского отказаться от соглашения с Россией, и развеял его опасения, что его свергнет собственная армия, а то и вовсе убьет.
До этого, как рассказал бывший премьер-министр Израиля Нафтали Бенет, Зеленский боялся, что его ликвидируют русские, но Бенет заручился гарантией от самого Владимира Путина, что этого не будет. Но такое обещание не устранило угрозы со стороны радикалов в рядах ВСУ.
С тех пор Зеленский занял решительно ирредентистскую позицию в вопросе урегулирования с Россией: он требует, чтобы российская армия полностью покинула Украину, а Путин был привлечен к ответственности за “военные преступления”. Своей негибкостью Зеленский также перечеркнул возможность успешного посредничества со стороны США.
Чтобы замести следы, Зеленский потребовал шестидесятидневного прекращения огня, на что русские не пойдут ни при каких обстоятельствах. Трамп попытался было убедить в этом Москву, но не преуспел. Совсем недавно, 3 июля, эта идея всплыла снова, когда Путин и Трамп проговорили по телефону более часа.
Проблема всей страны, а не только Зеленского, в том, что Украина испытывает острую нехватку оружия и солдат и начинает терять территорию с пугающей скоростью. Поскольку пути снабжения, склады боеприпасов, командные центры и заводы планомерно уничтожаются, ситуация ухудшается с каждым днем.
У русских в руках несколько тузов. Для начала, у них есть крупная армия со значительным резервом, который они еще не отправляли на фронт. Украине же тяжело не только набрать новых солдат, но удержать старых: уровень дезертирства растет с пугающей скоростью.
Кроме того, Россия все активнее привлекает северокорейский контингент. Это, судя по всему, льет воду на мельницу северокорейского диктатора Ким Чен Ына, который недавно пустил слезу на похоронах своих солдат, погибших в Курской области (выкатив всего пять гробов), после чего закатил большой праздничный концерт, восхваляющий наивысшую жертву во имя Отечества.
Снарядный голод
Российское военное производство также находится на рекордно высоком уровне, тогда как у украинских поставщиков возникли серьезные трудности. Недавно армия направила американской оборонной компании General Dynamics, сотрудничавшей с турецкой компанией Repkon, извещение о представлении обоснований с угрозой отменить проект по строительству завода по производству 155-мм артиллерийских орудий в Меските, штат Техас.
Новый завод, первый из трех в своем роде, принадлежит правительству США. Предполагалось, что он поможет достаточно нарастить производство 155-мм снарядов, чтобы спокойно снабжать Украину. Теперь армия США вот-вот вычеркнет из проекта General Dynamics, потому что работы выбиваются из графика, и назрела серьезная нехватка оборудования, часть которого поставляется из Турции.
Примерно в то же время министр обороны Пит Хегсет объявил, что часть военных грузов, включая ракеты и другое высокотехнологичное оборудование, а также 155-мм снаряды, не будут доставлены на Украину, а те, что уже достигли Польши, развернутся обратно.
Администрация Трампа наращивает возможности США на Ближнем Востоке. Решение Хегсета продиктовано сильным истощением американских арсеналов и зреющей тревогой из-за того, что запасы ключевых важных систем, включая перехватчики для ПВО Patriot (“Пэтриот”), не пополняются в срок. США страдают из-за задержек на производстве, проблем с каналами поставок и кадрового голода.
Даже в лучшем случае ВПК США весьма далек от того, чтобы производить достаточное количество военной техники для затяжных конфликтов. Различные аналитические центры и многочисленные компьютерные модели всегда предрекали, что “умное” оружие в крупном конфликте у США закончатся всего за считанные недели. Если прибавить к этому, что Америка не справляются даже с производством обычных боеприпасов, то проблема серьезно усугубляется.
В результате положение Украины становится все более шатким. Чтобы выжить как независимое государство, ей предстоит пойти на уступки — и как можно скорее. НАТО вмешиваться в любом случае не будет, потому что риск перевешивает выгоды, если зоной военных действий станет вся Европа. Каков же ответ?
Шаги к выгодному результату
Первый шаг — снабдить Трампа инструментами для размена с Россией. Доселе Зеленский от этого увиливал, но этот курс самоубийственен.
Лучше всего начать с того, чтобы сигнализировать о готовности принять достигнутое в 2022 году Стамбульское соглашение. Русские возразят, что это соглашение с тех пор поросло быльем, но есть шанс, что Путин все же примет его в качестве отправной точки. Он не раз говорил, что Стамбульское соглашение положило бы конец боевым действиям и Россия была готова его принять.
Очевидно, что есть российские требования, не учтенные в Стамбуле, которые предстоит принять во внимание. Важный момент заключается в том, что, приняв Стамбульские соглашения в качестве отправной точки, президент США Дональд Трамп получил бы нечто «реальное» для начала подлинного дипломатического процесса вместо громадья “планов”, ни один из которых не сдвинется с места, доколе не изменятся исходные позиции.
Второй момент заключается в том, что у США есть реальные рычаги влияния: дать доступ России к рынкам, обмен технологиями, торговля и инвестиции, а также будущее восстановление Украины.
Путин утверждает, что готов восстановить районы Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма, пострадавшие в результате боевых действий. Но у России не хватит ни ресурсов, ни денег, чтобы сделать что-либо самостоятельно. Потребуется помощь США. Поэтому русские стремятся заключить соглашение с Вашингтоном на высоком уровне.
Третий момент — это характер правительства Украины, которое правит указами, поскольку правительство Зеленского отменило выборы и посадило оппозиционных политиков в тюрьму, заткнуло им рот или выслало из страны. Хотя для Зеленского важно отменить военное положение и разрешить выборы, немедленным шагом должно стать формирование коалиционного правительства для переговоров с Россией.
Коалиционное правительство распределит ответственность за соглашение между соответствующими политическими игроками, и им будет проще идти на уступки. Еще один ключевой момент — это что это убережет Зеленского от обвинений в предательстве.
Украина оказалась на переломном этапе. Либо она продолжит в том же духе — и проиграет, что чревато сменой режима и политическим кризисом, либо внесет реалистичные коррективы, для которых может потребоваться коалиция.
Стивен Брайен — специальный корреспондент Asia Times. Бывший директор ближневосточного подкомитета сенатского комитета по международным отношениям и помощник министра обороны по политическим вопросам