Распространенное убеждение, что грядущий глобальный экономический кризис немедленно обрушит курс доллара США, может оказаться опасным заблуждением. Известный российский экономист Михаил Хазин, в эфире радиостанции «Говорит Москва», представил контринтуитивный сценарий развития событий, основанный на механизмах поведения рынка в моменты острой паники.
Хазин категорически опровергает ожидания скорого обвала американской валюты как первого признака кризиса. Напротив, его прогноз рисует картину резкого и, вероятно, неожиданного для многих укрепления доллара в самом эпицентре финансового шторма. Причина этого парадоксального взлета кроется в базовых инстинктах участников рынка всех уровней – от рядовых граждан до крупных корпораций и даже суверенных государств.
«В случае серьёзного финансового потрясения курс американской валюты, наоборот, начнёт быстро расти. Это связано с тем, что обычные граждане, компании и даже государства будут активно скупать доллар, чтобы сохранить свои сбережения», – заявил экономист.
Это массовое бегство в доллар, классическая реакция «flight to quality» (бегство к качеству), станет главным двигателем его курса. По мнению Хазина, данный процесс будет абсолютно рыночным и самоподдерживающимся. Высокий, ажиотажный спрос со стороны напуганных инвесторов по всему миру, стремящихся избавиться от рисковых активов (акций, облигаций развивающихся стран, криптовалют), и перевести капиталы в самую ликвидную и признанную валюту, автоматически приведет к взвинчиванию его стоимости. Никаких специальных мер или интервенций со стороны Федеральной резервной системы или правительства США для этого не потребуется. Фундаментом этого первоначального взлета Хазин называет непреходящую роль доллара как универсальной мировой валюты, обладающей беспрецедентной глубиной рынка и всеобщим признанием.
«Эксперт объясняет это тем, что доллар по-прежнему остаётся универсальной мировой валютой — он широко принимается и обладает высокой ликвидностью»
Однако, подчеркивает Хазин, это укрепление будет не концом истории доллара как доминирующей валюты, а лишь первой, поверхностной реакцией на кризис. Истинное ослабление его позиций, его постепенное «падение» в статусе глобальной резервной валюты, начнется позже. Этот сдвиг произойдет не в разгар паники, а уже на этапе выхода из острейшей фазы потрясений или их затягивания. Когда первичный шок пройдет, участники рынка, государства и крупные институциональные инвесторы начнут вдумчиво оценивать последствия кризиса и перспективы. Именно тогда, по прогнозу экономиста, начнется поиск альтернатив.
«Лишь после того, как острая фаза кризиса пройдёт, участники рынка начнут искать альтернативные способы хранения и инвестирования средств, постепенно переводя деньги из доллара в другие активы. По прогнозу Хазина, в будущем валюта может утратить свой доминирующий статус»
Таким образом, падение доллара не будет одномоментным обвалом, каким его часто представляют. Хазин описывает этот процесс как двухэтапный: Сначала – стремительный рост, вызванный паническим спросом на «безопасную гавань» в момент всеобщего страха. Лишь затем, уже на излете острой фазы или в фазе затяжного кризиса, начнется медленное, но неуклонное снижение его глобального влияния и, возможно, покупательной способности, по мере перетока капитала в другие инструменты. Ключевым условием для этого долгосрочного смещения, по мнению эксперта, является появление реальной альтернативы.
«Кроме того, для снижения роли доллара необходимо появление нового финансового инструмента, который смог бы соперничать с ним по надёжности и ликвидности»
В сущности, Хазин указывает на то, что крах доллара как мировой резервной валюты не произойдет из-за кризиса в его начальной стадии. Напротив, кризис сначала укрепит его краткосрочные позиции. Но именно глобальный кризис может создать условия и стимул для формирования новой, более устойчивой или приемлемой для большего числа игроков финансовой архитектуры, в которой доллар постепенно уступит часть своего многовекового господства. Пока же такой альтернативы, сопоставимой по ликвидности и доверию, на горизонте не видно, что и обеспечивает доллару его уникальную, хотя и не вечную, роль главного убежища в час бури.