Когда я училась в младшей школе, моя мама сломала ногу. Врачи сделали ей операцию. Месяц она пролежала в военном госпитале, а затем ей столько же предстояло пролежать дома. Дело было накануне 8 Марта. И, понятное дело, праздник для мамы был испорчен. Мама была активным человеком, и горизонтальное положение, в котором ей нужно было находиться до полного выздоровления, ее мало устраивало. Она старалась занимать себя хотя бы чем-то. Днем она проверяла мои домашние задания, общалась с навещающими ее друзьями, коллегами по работе, а вечерами читала.
Торшеры всегда поражали разнообразием форм… Мама была заядлым книгочеем. Став на время «лежачей», она принялась за любимое увлечение. Правда, была одна проблема. На ее прикроватной тумбочке стояла настольная лампа, которая для чтения была не совсем удобна. Тогда папа решил подарить ей на 8 Марта торшер. Это был светильник на высокой ножке с большим, в виде усеченного конуса абажуром. Я влюбилась в него сразу. Во-первых, он заполнял всю комнату светом; во-вторых, он подходил для чтения книг; в-третьих, мы стали чаще собираться вокруг мамы и просто так болтать. К этому располагала уютная, наполненная неярким, мягким светом обстановка.
Когда мама поправилась и вновь вернулась на работу, я решила, что вряд ли она, придя уставшая домой, станет читать вечерами. И зачем в таком случае ей торшер? Я перетащила довольно тяжелый для маленькой девочки светильник в свою комнату. Но тут пришла старшая сестра и сказала, что место светильника не у моего секретера, а у дивана, и понесла торшер в другую комнату. Наш спор разрешила мама. Она установила торшер рядом с креслом и журнальным столиком, на котором стояла ваза с цветами. «Здесь ему будет лучше», – сказала она. Вот и получилась, что мама нашла для торшера место, которое всех устроило. Но самое главное, я поняла, что торшер, в отличие от других светильников, можно было туда-сюда переносить. В этом и было его преимущество.
Позже я узнала, что прародителями торшеров были факелы, которые в древние времена освещали улицы и жилища людей. Наверняка вы смотрели популярные фильмы по произведениям французских писателей Анн и Серж Голон об Анжелике – красавице-авантюристке XVII века. Там такие факелы встречают в каждой серии. Между прочим, название «торшер» происходит от французского слова torche, что в переводе на русский язык означает «факел». В Cредневековье факелы крепились на стену либо их устанавливали непосредственно на полу. Напольный светильник был достаточно громоздким. Сверху было углубление в форме чаши, изготовленное из камня или металла, которое заполняли маслом, чтобы фитиль горел постоянно. Вообще дизайн торшеров изменялся с появлением новых источников света.
Факел – прародитель торшеров.
Так, с появлением конических свечей, придуманных одним из французских изобретателей, конструкция торшера видоизменилась. Он стал более изящным и напоминал напольный канделябр.
В то же время торшеры все чаще стали появляться в дворянских замках и усадьбах, где ценили прекрасное. Они превращались в настоящие произведения искусства. Создавая их, мастера использовали фарфор и хрусталь, а также драгоценные металлы и камни, проявляя настоящее ювелирное мастерство, чтобы изваять нечто уникальное и неповторимое.
В начале XIX века в обиходе появился новый источник света – газовый фонарь. Он изготовлялся по типу торшера и использовался для уличного освещения. А в жилых домах в то время торшер перепрофилировался под керосин и представлял собой уже не огненные факелы и не канделябры со свечами, а высокие керосиновые лампы. Ими уже пользовались не только зажиточные слои общества, но и средний класс. Правда, у новых светильников был существенный недостаток: они распространяли запах керосина.
В советские времена с провозглашением электрификации всей страны в светильниках стали использовать электрические лампочки. К середине 30-х годов прошлого века меняется и внешний вид торшеров. Особой популярностью пользуются торшеры с абажуром.
Ретролюстру и сейчас можно вписать в современный интерьер.
Надо сказать, что абажурам в свое время досталось. В начале становления советской власти они считались признаками мещанства и буржуазного быта. Поэтому в домах простых граждан светильники с абажурами использовались редко. Однако, когда экономика страны улучшилась, отношение к абажурам изменилось. Они стали все чаще встречаться и в квартирах обычных людей. В прошлые времена простые служащие, работяги жили в коммуналках, преимущественно в старых домах с высокими потолками. Освещение в комнатах было тусклым. Придавал ему яркости красный или оранжевый абажур с кистями. Такой колпак считался верхом шика. Как правило, абажур висел низко над столом, за которым вечерами и любила обедать и чаевничать пролетарская и не только семья.
Спрос на абажуры достиг пика на рубеже 50–60-х годов, как и на хрустальные подвески люстр и яркие плафоны разных форм из стекла и пластика. В начале 60-х абажуры стали делать из разноцветного стекла. Вскоре в моду вошли плафоны. Как раз в это время государство начало великое переселение людей из старого жилья в новые, названные позже «хрущевками» квартиры. И во многих обязательным предметом интерьера являлся торшер. В те годы новоселы гонялись за импортными светильниками. Самыми популярными считались торшеры производства Чехословакии и Германской Демократической Республики. Подкупало качество работы и необычный дизайн светильников. Абажуры на торшеры изготавливались в основном из полимерных материалов, не отличающихся высокой прочностью, а лампы накаливания грели будь здоров как. По этой причине абажуры часто прогорали.
Любой интерьер могут украсить такие необычные торшеры.
Кстати, и абажуры на торшерах, выпущенных в более поздние годы, тоже имели свойство прогорать. Такая участь постигла и абажур нашего торшера. Заменить его было проблематично. Так что с королем светильников нам пришлось расстаться. Хотя прослужил он довольно долго.
Сегодня приобрести интересные, а порой уникальные модели торшеров можно без проблем. Все они разные и классные, но тот, что был в нашей семье, все равно лучше. И вряд ли такой еще появится…
Иллюстрации из открытых источников