Автомобильная розница России столкнулась с беспрецедентным кризисом. С начала 2025 года с рынка ушли уже около 200 дилерских центров, а под угрозой закрытия сейчас находится треть всех компаний, работающих в этом сегменте. Об этом заявил Алексей Подщеколдин, глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Ситуация приобретает характер цепной реакции, и главной причиной массового ухода игроков Подщеколдин называет тяжелейшие финансовые проблемы. Критическое падение объемов продаж новых автомобилей на фоне сохраняющихся высоких процентных ставок по кредитам лишает дилеров возможности покрывать операционные издержки и генерировать прибыль.
На сегодняшний день риск закрытия навис над третью всех автодилеров, осуществляющих свою деятельность на российском рынке — подчеркнул Алексей Подщеколдин.
Цифры, озвученные РОАД, рисуют безрадостную картину текущей эффективности бизнеса. Средний дилерский центр в России сейчас реализует лишь около 400 автомобилей в год. Такой уровень продаж, по мнению экспертов ассоциации, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает необходимую рентабельность. Выручка от продаж не покрывает высоких затрат на содержание современных автосалонов, зарплаты персонала, логистику и маркетинг.
Неизбежным следствием массового закрытия дилерских точек станут масштабные сокращения персонала. Как сообщает РБК, волна увольнений уже началась и будет продолжаться до тех пор, пока рынок не покажет признаки устойчивого восстановления.
Под ударом оказываются самые разные категории сотрудников:
· Продавцы-консультанты и менеджеры по продажам: Первая линия, чья численность напрямую зависит от объемов реализации.
· Сервисные специалисты и механики: Сокращение парка проданных новых автомобилей ведет к снижению гарантийного и постгарантийного обслуживания.
· Административный и вспомогательный персонал: Финансовые трудности компаний вынуждают оптимизировать все расходы, включая штатное расписание.
· Руководители отделов и филиалов: Закрытие целых точек автоматически означает увольнение их управляющих команд.
Проблемы автодилеров усугубляются общим экономическим контекстом. Высокие ключевая ставка Центробанка и, как следствие, процентные ставки по потребительским автокредитам остаются значительным барьером для покупателей. Многие потенциальные клиенты либо откладывают покупку, либо переходят на рынок подержанных автомобилей, который не обслуживается официальными дилерами.
Эксперты РОАД не ожидают быстрого улучшения ситуации. Восстановление «нормального объема продаж» и оживление рынка, о котором говорится как о необходимом условии прекращения увольнений, выглядит отдаленной перспективой. Это означает, что период болезненных сокращений и закрытий дилерских центров, по всей видимости, продлится еще значительное время, оставив без работы тысячи сотрудников по всей стране.