Всем понятно, что многолюдные праздники сегодня невозможны. Но это не повод обойти молчанием весьма необычную дату. Вряд ли еще какой-нибудь любительский коллектив в стране может похвастать таким долголетием. И это не единственный знак его уникальности. Театр работал все годы без перерыва на войны и революции (уж как-то это ему удавалось!). Труппа играет на двух языках: армянском и русском. И что было совсем непросто, он добился права играть на местном наречии и даже вносить коррективы в спектакли, которые игрались в селах района, имеющих свои особенности диалекта.
Руководитель театра Хачатур Хатламаджиян на праздновании столетия театра. Надо ли говорить о том, что театр в районе любят? Его и в Ростове знают, куда выезжали чалтырцы со своими спектаклями, и на фестивалях в разных городах России. Играют на любительской сцене специалисты сельского хозяйства, учителя (это непременно!), люди рабочих профессий, пенсионеры, студенты, школьники, нередко – целыми семьями. Назвать их тут невозможно, и сейчас вы поймете, почему. У меня в руках список жителей Чалтыря, которые выходили на сельскую сцену с 1911 по 2021 год: в нем 298 фамилий! Ну а первое лицо обнародовать, конечно, нужно: это Хачатур Давидович Хатламаджиян, который школьником играл в драмкружке колхоза имени Шаумяна, а, закончив знаменитую «Щуку» (Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, ныне институт имени Щукина), стал руководителем театра, и прошло с тех пор 56 лет! И второй человек со специальным образованием – Тигран Карташян, выпускник Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова. Оба – подвижники, у которых всегда есть творческие идеи, на первый взгляд невыполнимые из-за скудных средств, но непременно воплощаемые.
Сцена из спектакля «Невеста из Имеретии» по пьесе В. Константинова и Б. Рацера.
В театре долгое время шли исторические драмы и народные комедии. Народ обожал водевили, в которых посрамлялись мздоимцы, хапуги, черствые души. В которых звучали народные инструменты: зурна, уд, бороза, давул. Возглавив театр, молодой режиссер сохранил это наследие, но и ввел в репертуар непривычные для публики (и для тогдашнего райкомовского начальства) имена: Брехта, Мольера, а позже и Гоголя, Зощенко, Аверченко, Чехова, авторов советского периода… Появились сатирические одноактовки местных авторов. Событием стала написанная Хачатуром Хатламаджияном пьеса «Бессмертие» – о подвиге артиллеристов под селом Большие Салы в годы Великой Отечественной войны. И вот еще одна цифра: с 1968 по 2019 год в Чалтыре поставлены 83 спектакля.
Пандемия заставила театр, как и всех нас, жить по-другому: люди болеют, на удаленке не порепетируешь, но режиссер с художником и актерами все равно планируют дальнейшую жизнь. Им к трудностям не привыкать: существуют без своего помещения, сценографию строят из подручных средств, но объявление об очередной премьере ждет все село. И она, конечно, будет. И празднование юбилея будет. Как известно, трудно первые сто лет, а потом наращиваются мускулы, множится опыт, вливаются свежие силы, и Мясниковский народный театр вновь собирает полный зал. Со славной датой тебя, театр с неунывающим нравом! Людмила ФРЕЙДЛИН Фото автора и из архива театра