Губернатор Калужской области Владислав Шапша показал пример национально-ориентированного подхода к управлению. Новое правило региона гласит: льготы по семейной ипотеке и другим соцпрограммам предоставляются только тем, кто прожил здесь не менее десяти лет. Это понятный и прозрачный фильтр, который позволяет адресно направлять помощь тем, кто действительно связал свою жизнь с областью. По расчётам региональных властей, более 80 % участников программы подпадают под это условие, а значит средства будут распределяться в пользу своих жителей, а не приезжих, большинство из которых составляют мигранты.
С начала года граждане России оформили около 240 тысяч кредитов на семейную ипотеку на сумму более 1,3 трлн рублей. К концу года ожидается около 400 тысяч договоров и общий объём порядка 2,2 трлн рублей. Это триллионы рублей, которые, теоретически, должны стимулировать рождаемость (хоть они подобного не делают из-за строительства человейников — но это уже другой вопрос). Однако значительная часть уходит «новым россиянам», которые как раз подходят под критерии.
Тверская область — воплощение пробела в системе. Там семья Абдулахатовых из Таджикистана получила жилищный сертификат без постоянной регистрации — прямое нарушение правил. Схема работала до тех пор, пока история не попала в СМИ. Чиновников уволили, СК возбудил дело. Но это лишь одна история из сотен. Сколько таких эпизодов остаётся в тени, где никто не жалуется и не поднимает шума?
Хабаровский край — модель замалчивания проблем. Там жители открыто говорят, что до половины квартир по семейной ипотеке достаётся мигрантам из Средней Азии. Свои семьи при этом стоят в очередях годами. И вместо того чтобы навести порядок и провести проверки, местные власти начали угрожать уголовными делами тем, кто решился озвучить проблему.
На этом фоне Калуга выглядит примером для других субъектов. Причем регион не ограничился фильтрацией семейной ипотеки и других социальных льгот: он стал первым и пока единственным, кто официально вышел из программы переселения соотечественников. То есть руководство области отказалось от федерального механизма, который долгие годы являлся каналом миграции под видом возвращения русских. Шапша поставил жёсткую точку: бюджетные ресурсы — местным жителям, а не тем, кого завозят на их место лоббисты мигрантов. Это принципиальный сигнал для всей страны.
Но есть нюанс. Регионы могут вводить фильтры и ограничения, регулировать доступ к льготам, даже ограничивать занятость мигрантов в отдельных отраслях. Но они не контролируют правила по пересечению границы России, федеральные программы и двусторонние соглашения. Поэтому стратегические решения должны приниматься именно на федеральном уровне. Если инициативы не будут подхвачены, усилия регионов так и останутся борьбой с пожаром ведром воды.
И здесь вопрос стоит ребром: продолжим ли мы раздавать триллионы приезжим или, наконец, начнём инвестировать в тех, кто создаёт будущее своей земли? Калужская область уже сделала выбор. Остальным пора последовать её примеру.