Dark Mode Light Mode

Топливный кризис в России: дефицит бензина АИ-92 охватил более 10 регионов

Топливный кризис в России: дефицит бензина АИ-92 охватил более 10 регионов

Топливный кризис в России достиг новой стадии — если ранее перебои в основном касались высокооктанового бензина АИ-95, то теперь проблемы добрались и до популярного АИ-92. Ситуация с поставками топлива продолжает ухудшаться, затрагивая уже более десяти регионов страны, включая Нижегородскую, Ростовскую, Рязанскую области, Крым, а также Дальний Восток и Саратовскую область. Независимые автозаправочные станции вынуждены приостанавливать работу или ограничивать продажи, что создает серьезные проблемы для миллионов российских автовладельцев.

«Если раньше перебои касались в основном 95-го бензина, то теперь проблемы добрались и до 92-го», — констатирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По данным Независимого топливного союза, случаи локального дефицита бензина были зафиксированы в более чем 10 субъектах РФ. Президент союза Павел Баженов объясняет ситуацию системным дисбалансом между производственными возможностями нефтеперерабатывающих заводов и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин.

Причины кризиса: от атак БПЛА до биржевой спекуляции

Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, спровоцировавших текущий топливный кризис. Одной из главных причин стало сокращение производственных мощностей из-за атак беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Как отмечает директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец, часть НПЗ выведена из строя беспилотниками, в результате объемы производства упали на 13-15%.

Дополнительное давление оказывает сезонное повышение спроса на топливо. Летний период традиционно характеризуется ростом активности туризма — в 2025 году объем автотуризма вырос в РФ на 43%, что соответствует 126 млн поездок. Также увеличивается потребление топлива аграрным сектором во время уборочной страды.

Серьезной проблемой стала дорогая логистика и возросшие оптовые цены на бензин. По словам члена Российского топливного союза Екатерины Савкиной, независимые автозаправки, не имеющие собственных НПЗ и складских мощностей, сталкиваются с перебоями поставок топлива уже несколько недель.

Биржевая волатильность: независимые АЗС под двойным давлением

Особенно тяжелая ситуация сложилась для независимых сетей АЗС, которые вынуждены закупать топливо на бирже по рекордно высоким ценам. Как поясняет Игорь Юшков, независимые АЗС закупают топливо именно там и вынуждены покупать по рекордно высоким ценам. В августе особенно подорожал 95-й, и станции не могли его продавать без убытков.

«Федеральная антимонопольная служба при этом давит на независимые АЗС, требуя объяснений по росту цен и предписывая их снижать. В итоге сети вынуждены либо продавать в минус, либо вовсе отказываться от реализации», — поясняет эксперт.

Вертикально интегрированные компании в такой ситуации чувствуют себя стабильнее: они не зависят от биржи, а напрямую снабжают свои АЗС от собственных НПЗ. Поэтому у них цена ниже, и перебоев почти нет.

По данным на 17 сентября, оптовая цена АИ-92 на Петербургской бирже обновила рекорды второй торговый день подряд, достигнув 73,2 тыс. руб. за тонну. Продажи бензина марки АИ-92 снизились на 21,7%, до 15,6 тыс. тонн, что стало минимальным показателем за последние два года.

Крым и Дальний Восток страдают больше всего

География топливного кризиса продолжает расширяться. Если ранее проблемы отмечались на Дальнем Востоке и в Саратовской области, то теперь о дефиците и вынужденной приостановке работы независимых АЗС сообщают в Нижегородской, Ростовской, Рязанской областях и в Крыму.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась в регионах, где независимые АЗС составляют большинство. Яркий пример — Крым, где почти нет вертикально интегрированных сетей, зато очень много независимых заправок. Летом спрос был повышенным из-за туристов, и даже сейчас он остается высоким. К этому добавляется сложная логистика и последствия ударов по топливным базам.

На Дальнем Востоке, особенно в Приморье, ситуация обострилась из-за увеличенного вдвое туристического потока и одновременного сокращения выпуска на расположенных там нефтеперерабатывающих заводах. С начала июня биржевая стоимость бензина АИ-95 увеличилась в крае на 30%, превысив 100 тысяч рублей за тонну.

Мошенничество и подмена: новые риски для потребителей

На фоне дефицита появляются новые формы мошенничества. Как предупреждает Игорь Юшков, возникает желание продавать под видом 95-го бензина 92-й, что является откровенной подменой и требует контроля со стороны ФАС и правоохранительных органов.

Параллельно активизировались традиционные схемы обмана потребителей. В социальных сетях распространяются мошеннические объявления о якобы возможности получить 10 литров горючего на АЗС за подписку на Telegram-канал. Эти схемы направлены на кражу персональных данных и денежных средств пользователей.

Ответ властей и меры по стабилизации ситуации

Федеральная антимонопольная служба разработала комплекс мер для увеличения переработки нефти и стабилизации цен на топливо в российских регионах. По словам заместителя главы ФАС Виталия Королева, предложения включают наращивание поставок на региональные нефтебазы и увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов.

«Цены на бензин стабилизируются, когда удастся восстановить продажи бензина на бирже в достаточном объеме», — заявил замглавы ФАС на Восточном экономическом форуме.

Правительство России продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 октября для всех экспортеров, а с 1 октября ограничения сохранятся для непроизводителей. ФАС рассчитывает, что принимаемые меры позволят полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке.

Минэнерго совместно с нефтяными компаниями уже скорректировало график плановых ремонтов НПЗ для увеличения объемов переработки. Также организована «ручная» работа с РЖД для ускоренной доставки топлива в регионы с высоким спросом.

Прогнозы экспертов

По мнению экономиста Андрея Лободы, ждать устойчивого снижения цен нет оснований: рынок балансирует между восстановлением мощностей и необходимостью увеличения импорта. В долгосрочном плане важным шагом станет формирование стратегических запасов топлива, которые позволят смягчать и нивелировать любые негативные сценарии.

Алексей Зубец предлагает два варианта решения проблемы: закупку бензина в дружественных странах, в частности, в Белоруссии или Индии, а также корректировку законодательства для обеспечения эффективной противовоздушной защиты НПЗ.

Если цены на бензин в рознице продолжат расти, особенно в регионах где нет своих НПЗ, это может прибавить к общему индексу инфляции один-два процентных пункта. Потребительские товары будут дорожать в основном в провинции, где поставщиков неизмеримо меньше, чем в столице и других мегаполисах.

В Итоге

Топливный кризис в России продолжает развиваться, приобретая новые черты. Расширение дефицита на бензин АИ-92 свидетельствует о системном характере проблем в нефтеперерабатывающей отрасли. Хотя признаки полномасштабного топливного кризиса пока отсутствуют, ситуация требует оперативного вмешательства властей и координации действий всех участников рынка.

Ключевыми задачами на ближайшую перспективу становятся восстановление мощностей НПЗ, пострадавших от атак беспилотников, стабилизация биржевой торговли топливом и защита независимых АЗС от банкротства. Успех этих мер во многом определит не только стабильность топливного рынка, но и общую экономическую ситуацию в стране, а также уровень инфляции в регионах.

Как отмечают эксперты, несмотря на временный характер многих факторов, вызвавших кризис, структурные проблемы российского топливного рынка требуют глубоких системных изменений, включая модернизацию инфраструктуры, развитие логистических сетей и создание стратегических запасов топлива для сглаживания будущих кризисных ситуаций.