Очередное изменение в стоимости проезда в поездах дальнего следования ожидает россиян в конце года. Согласно прогнозу социально-экономического развития, подготовленному Министерством экономического развития РФ на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов, тарифы на пассажирские перевозки будут проиндексированы. Это решение является частью долгосрочной стратегии, направленной на достижение безубыточности работы железнодорожной инфраструктуры страны.
Тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании могут проиндексировать на 11,4% с 1 декабря текущего года.
Планируемое повышение не станет единовременным актом. В документе ведомства заложены параметры индексации и на последующие годы. Согласно опубликованным данным, с 1 января 2027 года рост тарифов составит 5,9%, и еще на 5,9% они увеличатся с 1 января 2028 года. Такой ступенчатый подход позволяет сгладить влияние повышения на кошельки граждан и дает возможность отрасли планомерно адаптироваться к новым экономическим условиям.
Изменения коснутся регулируемого сегмента железнодорожных перевозок. Важно отметить, что даже после индексации для определенных категорий пассажиров будут сохранены льготы. В частности, планируется сохранить скидку в размере 50% при покупке билетов для детей – граждан России в возрасте от 10 до 18 лет. Это решение отражает социальную ориентированность тарифной политики.
Грузовые перевозки: новые тарифы и реакция рынка
Параллельно с пассажирскими тарифами корректировке подвергнутся и расценки на грузовые железнодорожные перевозки. Индексация тарифов в этом сегменте запланирована на уровне 10,0% с 1 декабря 2025 года . В последующие годы темпы роста также будут постепенно снижаться: до 8,3% с 1 января 2027 года и до 6,0% с 1 января 2028 года.
Пересмотр принципов тарификации связан с переходом на новую модель, которая основывается на совокупном композитном индексе, учитывающем структуру затрат ОАО «РЖД». Это решение призвано создать более прозрачные и экономически обоснованные условия для функционирования железнодорожного гиганта.
Однако планируемые повышения вызывают обеспокоенность у участников рынка. В частности, представители контейнерного сегмента выразили свое несогласие с дополнительной 5-процентной допиндексацией, запланированной на 2026 год сверх базового роста. Они предложили разделить это повышение на две части – по 2,5% в разные периоды года, чтобы дать рынку возможность адаптироваться и избежать резкого роста стоимости.
Цели изменений
Повышение тарифов происходит в русле общей корректировки цен в регулируемых государством секторах экономики. Так, в 2025 году индексация тарифов на коммунальные услуги для населения составила 11,9%. На этом фоне индексация железнодорожных тарифов выглядит как запланированное и ожидаемое событие.
Ключевой заявленной целью проводимой политики является достижение безубыточности функционирования пассажирского инфраструктурного комплекса. Получаемые от индексации дополнительные доходы должны быть направлены на поддержание и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, что в долгосрочной перспективе способствует повышению безопасности, надежности и качества предоставляемых услуг.
Таким образом, предстоящее повышение тарифов на железнодорожные перевозки является частью долгосрочного плана, разработанного Минэкономразвития России. Сдвиг сроков индексации на более поздний период по сравнению с предыдущими годами и запланированное снижение темпов роста в будущем указывают на стремление властей найти баланс между экономической целесообразностью и социальной нагрузкой на граждан. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть как от макроэкономических показателей страны, так и от реакции рынка на объявленные изменения.