На главной городской набережной открылся ресторан под брендом известного московского бизнесмена Аркадия Новикова «Высота 5642». Появление в большом городе ещё одного предприятия общественного питания не было бы столь заметным, если бы не разместилось в здании многофункционального выставочного центра.
Симбиоз бизнеса высокой кухни с экспозиционным пространством – новый интересный формат, который призван сломать стереотип, что художник должен быть голодным, а отдых за столом не совместим с прекрасным. Такое представление внедрялось в общественное сознание в эпоху, когда на входе в искусство стоял цепкий идеологический контроль.
Получится ли в донской столице подружить привычные ростовчанам плотские радости хлебосольного донского застолья, которыми так восхищаются гости города, с богатством форм классической и современной культуры?
История и современность
Популярна точка зрения, что на набережной в советские времена был выставочный зал Союза художников. На самом деле, это была территория речного порта, где в ожидании проезда по вновь открытому Волго-Донскому каналу самого Сталина в 1952 году был возведён павильон прямо у воды: там руководитель СССР с небольшой свитой должен был отобедать, не удаляясь от своего теплохода. Но «отец народов» по Дону тогда так и не поехал. Здание строили спешно, без надёжного фундамента, со стенами и фронтонами на основе дранки, крышей из крашеного кровельного железа. Эстетической ценности павильон не имел и использовался долгие годы не по назначению – как привокзальный ресторан для речных пассажиров.
Их становилось всё меньше, поэтому в павильоне оставили буфет с дверями в сторону Дона, где продавали желающим кулинарную продукцию, а в остальной части разрешили выставлять работы ростовских художников. Соседство в одном помещении подносов с пирожками, лимонада и бутербродов с подсохшим сыром с живописными холстами никого не смущало. Старшее поколение ростовчан помнит, что буфет, пока работал, по спросу заметно опережал искусство.
Стоит отметить, что павильон никогда не был собственностью какой-либо общественной или творческой организации, в период нерентабельности он был временно передан в пользование Ростовскому отделению Союза художников СССР, поэтому ремонтировать его никто не спешил. В 2004 году обветшавший павильон снесли и оставили на его месте земляную клумбу.
В 2013 году городские власти для привлечения внебюджетных средств применили новую форму государственно-частного партнёрства: провели открытые торги, по результатам которых было заключено концессионное соглашение с фирмой «Донской причал» о реконструкции и эксплуатации центральной набережной с причальной стенкой (около 500 м). Нескольких сотен миллионов рублей для приведения в порядок в бюджете не было, и договор с частным инвестором оказался оптимальным решением. Город не вкладывает ни копейки, но возлагает на инвестора обязанность провести реконструкцию муниципального имущества, а тот, в свою очередь, получил право за плату эксплуатировать муниципальное имущество, окупать вложенные средства за счёт кафе и другой коммерческой деятельности в сфере отдыха, развлечений и культуры.
Одно другому не мешает
Такая форма государственно-частного партнёрства – концессионное соглашение о реконструкции главной ростовской набережной – первый опыт на юге России. «Донской причал» вложил более 400 млн рублей в реконструкцию набережной, переложил более десяти километров различных сетей, провёл озеленение, бесплатно передал все объекты недвижимости в муниципальную собственность и обеспечивает работу всей инфраструктуры. Выставочный павильон многофункционального назначения также построен этой фирмой, сейчас завершаются работы по отделке некоторых помещений и монтаж оборудования. Официальное открытие анонсируется на октябрь этого года, многофункциональный павильон «Дон» уже полюбился ростовчанам и туристам, которые с удовольствием отдыхают на открытой площадке у плоскостного фонтана с видом на реку и в части первого этажа, где начал работу ресторан «Высота 5624».
Мы поговорили с несколькими посетителями ресторана.
– Сегодня у сына первый юбилей – 10 лет, и мы всей семьёй отдыхаем здесь, смотрим на проплывающие катера и теплоходы, кухня нас не разочаровала, настроение отличное. Хорошо, что и в Ростове теперь есть известный бренд с поправкой на южный колорит. Интересно прямо в зале увидеть живую пейзажную живопись маслом, будет что вспомнить. Обещают, что экспозиции регулярно меняются, поэтому зайдём просто выпить кофе и посмотреть картины. Я не слышал, чтобы кто-то здесь возмущался появлению ресторана в выставочном центре, это приличное красивое место, можно спокойно посидеть с детьми, – считает Олег Васильченко.
По словам ростовчанки Татьяны Ляховец, они с подругой не смогли пройти мимо и присели за столик у фонтана съесть мороженое. К живописи девушки равнодушны, им не хватает в ней динамики, живого движения.
– А вот на прошлой неделе я тоже была здесь, внутри зала находились классные фотоработы в чёрно-белой стилистике. Я сама занимаюсь фотографией и хотела бы тоже попробовать сделать пейзажные фото с высоты птичьего полёта. Если получится, предложу на выставку несколько своих работ, для меня было открытием, что любой человек может пройти отбор и попасть на сборную экспозицию, – поделилась она.
– Мы с мужем пришли пообедать, захотели устроить себе праздник. Картины прямо в зале – это необычно, но интересно. Муж даже очки надел и минут десять рассматривал, пытался узнать места, нарисованные на пейзажах, – улыбается пенсионерка Ирина Васильченко. – Если выставки будут обновляться, это прекрасно, каждый раз будет возможность и отдохнуть, и картины новые увидеть. У нас пожелание, чтобы кроме живописи выставляли и другое. Я, например, очень люблю рукоделие, вышивку и картины из лент, муж собирает масштабные модели, почему не показать такие коллекции? Ещё хотелось бы возродить старую традицию – размещать галереи фотопортретов известных дончан и даже наших современников. Площадей в здании много, места хватит, а людям было бы приятно. Может, кто-то и хотел бы видеть ещё один музей, но их в Ростове и так много, а такой выставочный центр, совмещённый с приятным отдыхом, один. Мы люди пожилые, нам тяжело долго ходить по выставке, хотим иметь возможность спокойно посидеть за столиком.
Такой проект городу нужен!
Сейчас оборудуется отдельный Центр современной культуры площадью около 300 кв. метров, в который ведёт вход непосредственно с фасадной стороны здания по улице Береговой. Он полностью автономен от ресторана, оборудован специальным подъёмником для инвалидов. Организаторы обещают реализовать концепцию трансформируемого пространства, где можно будет совместить видеоконтент, звук и свет, предоставить различные возможности размещения посетителей вплоть до небольшого амфитеатра.
В выставочном павильоне уже прошло несколько тестовых выставок, среди которых две фотоэкспозиции и одна частная коллекция. В июле в большом зале также прошла выставка картин ростовского живописца Дмитрия Лазарева, внука известного донского художника Георгия Лазарева. Символично, что картины деда и внука экспонируются на набережной с временным разрывом почти полвека.
Сами молодые художники считают, что творец не должен зависеть от каких-то структур и союзов, общественных деятелей и чиновников, чтобы выставляться. Нельзя, чтобы художника вынуждали как-то приспосабливаться, униженно согласовывать или выпрашивать право на проведение персональной выставки. Критериями общения со зрителем должны быть только качество работ и актуальность тематики. Наконец-то в Ростове появилось такое пространство, где выставочные площади будут предоставляться как профессиональным, так и юным авторам без оплаты, за счёт ведения сопутствующей деятельности. Впрочем, если отбросить ханжество, ведь и сама кулинария давно является частью культуры и истории. Уж где-где, а на Дону толк в еде знали всегда, не случайно сюда с такой охотой едут московские рестораторы и знаменитые шеф-повара. Можно жить красиво и со вкусом. И тогда Ростов купеческий подтвердит право называться и Ростовом культурным.
Оцените материал