Долой ЕС: Россия и Иран заключили газовую сделку века

by Николаев
997 views

Вчера впервые были раскрыты детали меморандума, подписанного в июне между «Газпромом» и иранской NIGC. В рамках него предполагается строительство крупнейшего газопровода через Каспийское море, мощность которого составит до 300 млн кубометров газа в сутки. Таким образом, в год можно будет прокачивать до 110 млрд кубометров.

Проект, действительно, является амбициозным и уникальным. Если вспомнить предыдущие газопроводы, построенные с 1991 года, то их мощность будет несопоставима. Например, по «Северному потоку» некогда поставлялось в Европу 55 млрд кубометров в год, столько же предполагалось прокачивать по «Северному потоку – 2». Китайский маршрут («Сила Сибири») рассчитан только на 38 млрд кубометров, а перспективная сила «Сила Сибири – 2» – на 50 млрд кубометров.

Впрочем, мощность может быть какой угодно, главное – физические поставки газа. И, разумеется, сразу же возникает вопрос и даже некое удивление от заявленных министром нефтяной промышленности Ирана Джавадом Оуджи цифр. Действительно, 110 млрд кубометров – много. Для понимания, не сильно меньше, чем «Газпром» прокачивал «голубого топлива» в Европу до 2022 года.

Тем более, потребление газа в Иране составляет 245 млрд кубометров, что даже чуть ниже собственной добычи. Следовательно, возникает вопрос – куда пойдут российские объемы, ведь заявленная цифра составляет целых 45% от внутреннего рынка.

Однако здесь необходимо понимание того, что происходит в Иране с внутренним рынком газа. Он имеет свою специфику и сильно отличается от российского. Так, значительная часть «голубого топлива» направляется на поддержание нефтедобывающей инфраструктуры.

Газовые месторождения находятся на юге Ирана. Страна не окутана сетью трубопроводов, в результате чего на севере имеется существенный дефицит «голубого топлива». Немало сопутствующего газа попросту сжигается на месте, так как его некуда девать. Возникает вопрос: почему Иран не может построить инфраструктуру для транспортировки газа на север? Сказать сложно, однозначного ответа на этот вопрос я не встречал. Версий много: от отсутствия соответствующих технологий до экономической невыгодности проекта. Думаю, истина где-то посередине. Тем более, Ирану с экономической точки зрения все же лучше экспортировать газ в близлежащие страны.

В этом контексте Россия вполне способна полноценно газифицировать север Ирана, а также организовать своповые поставки через Персию в третьи страны. Данная схема в мире не особо популярна, так как сложна в исполнении, зато является выгодной и высокомобильной.

Впрочем, даже учитывая все эти факты, заявленный объем в 100 млрд кубометров все равно выглядит более чем амбициозным. Даже если соответствующая инфраструктура будет построена, труба вряд ли будет загружена на 100%. Однако здесь также необходимо учитывать следующий момент.

Как я и писал ранее, Иран становится участником российского макрорегиона. Сотрудничество в газовой сфере является дополнительным тому подтверждением. В новой системе мироустройства экономика ключевых макрорегионов будет расти опережающими темпами. Соответственно, увеличится и потребление энергоносителей, в том числе в Иране. Потенциал персидской экономики, учитывая 50 лет санкций, остается сильно не раскрытым. Влияние рестрикций постепенно сходит на нет, что определяет выход на новый этап развития. Поэтому лучше построить газовую инфраструктуру с запасом, чем потом прорабатывать и просчитывать новые проекты.