Обсуждение сирийского вопроса, пожалуй, стоит начать с наиболее свежих новостей, которые являются лучшим ответом на целый ряд животрепещущих вопросах, о которых спекулировали целый день.
Итак, первая новость: Асад жив-здоров, вместе с семьёй находится в Москве, где получил политическое убежище.
Экс-президент Сирии Башар Асад прибыл в Москву, Россия предоставила ему убежище, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в Кремле. Он приехал вместе с членами своей семьи. Позднее эту информацию подтвердило еще одно госагентство, «РИА Новости».
«Президент Сирии Асад с членами своей семьи прибыл в Москву. Россия, исходя из соображений гуманитарного характера, предоставила им убежище», — рассказал источник.
Ну что же, вывод здесь ровно один: можно не обращать внимания на то, что источник является анонимным, важно другое – что крупнейшим информагентствам России предоставили информацию о судьбе Асада.
Потому что официальные лица видят, какая была развёрнута информационная атака, как сразу же пошли распространять фейк о якобы гибели Асада все наши уважаемые «коллеги и партнёры» (а запустила это всё «Аль-Джазира», о чём стоит помнить на будущее, потому что это явно не последний фейк с её стороны в этом конфликте).
Более того, была предоставлена информация и о судьбе российских баз:
По словам собеседника агентств, лидеры вооруженной оппозиции гарантировали России безопасность военных баз и дипломатических учреждений в Сирии. Источник подчеркнул, что в Москве надеются на продолжение политического диалога ради интересов сирийского народа и развития двусторонних отношений между Россией и Сирией. «Россия всегда выступала за поиск политического решения в урегулировании сирийского кризиса. Исходим из необходимости возобновления переговоров под эгидой ООН», — указал он.
Стоит отметить, что ещё вчера ходили разговоры о том, что представители сирийской оппозиции ищут контакт с официальными представителями России, а главное – что судьба баз пока отнюдь не решена, их вполне могут попросить остаться. Почему?
Строго говоря, политика – политикой, а реальность – реальностью. Что мы можем сказать на данный момент?
Сирии предстоит внутренняя гражданская война, а также – серия внешних интервенций. Кто сказал, что Россия будет лишней в этом раскладе? Кто сказал, что в Сирию будут лезть только те силы, которые дружественны новому режиму? Пока что всё это – вопросы открытые. И возможно, что нас попросят вывести базы. А возможно – что мы их там сохраним.
Главный вывод, который следует сделать из того, что так много болтают в Европе, и так мало говорят в странах, которые имеют реальное отношение к конфликту, пока что таков: падение режима Асада не было запланировано. Оно радикально меняет баланс сил в регионе, и никто не готов предсказать, какие друзья завтра перессорятся, желая поделить Сирию, а какие враги – помирятся, осознав, что у них общие интересы. И поэтому пока нет дурных, чтобы рвать отношения с Россией.
Но интересы региональных игроков – это крайне мило, конечно, а вот что с нашими собственными интересами?
Скажем сразу, что в отличие от 100% диванных экспертов, правительство России однозначно вошло в эту ситуацию подготовленным. Кто и о чём договорился, что там было понятно уже давно, и о чём Россию предупредили заранее – это скоро станет ясно. Скажем прямо, ходят слухи о том, что Асад в России не первый день, что он прилетел отнюдь не в воскресенье. Впрочем, это не столь и важно. Важно то, что сюрпризом для начальства всё случившееся не стало.
Напомним, что Владимир Владимирович ещё в 2017 году, в Хмеймиме, принимая Парад Победы – уже отлично понимал многое, и сказал в своей торжественной речи крайне важную фразу:
«Мы не можем быть большими сирийцами, чем сами сирийцы».
Тогда, на фоне общего триумфа, да ещё и в парадной речи – никто не придал должного значения этим словам. Но они оказались более чем пророческими. Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов, что имел в виду Путин в тот день. А стало быть, наш президент предвидел многие сценарии ещё тогда, когда другие ни о чём кроме ликования не думали.
Обратим внимание на один крошечный аспект: в те годы у России, например, был откровенный интерес в том, чтобы не позволить Катару перебросить газопровод через Сирию в Европу. Сегодня же вся эта ситуация устарела до такой степени, что смешно даже вспоминать, что тогда это нас интересовало.
Это, разумеется, к вопросу о том, а за что же проливали кровь наши ребята. Так вот, если бы Европа соскочила с газовой зависимости от России лет на 5-7 раньше, когда мы были ещё не готовы выдержать санкционный удар, то и вся ситуация могла бы сдетонировать на те же 5-7 лет раньше. А мы тогда были не готовы.
Да и положение России сегодня, в том числе – и на Ближнем Востоке, таково, что нас уже не заботит ряд проблем, которые были важны тогда. Например, замыкание «террористической дуги». Сегодня у нас другие вопросы: Армения и НАТО, которое рвётся к Каспию.
Сирийская операция вывела Россию на качественно новый уровень влияния в важнейшем регионе планеты, сделав ее там одним из ключевых игроков. Также она, несмотря на свой ограниченный формат, обеспечила уникальный военный опыт нашим Вооруженным силам, что в наступившие времена просто бесценно. А еще российская помощь Сирии в 2015 году поломала планы Запада использовать эту страну, вернее, ее территорию, в антироссийских играх.
И большая часть большая часть российских достижений непоколебима: угроза террористической войны на наших южных границах ликвидирована (во всяком случае, в обозримой перспективе); военный опыт остался при нас; сирийской операцией Россия выиграла у Запада почти десять лет, за которые мир изменился радикально — и Запад уже сильно не тот, что был в 2015 году.
Таким образом, имея весьма скудную информацию о реальном положении дел и слишком много криков и паники, можно подвести очень простой вывод под всей этой ситуацией.
Разговоры о том, что как-то пострадали интересы России, наш имидж на международной арене, или планы на будущее – они просто ни на чём не обоснованы. Если бы пострадал наш имидж, то новые власти Сирии не искали бы договорённостей с нами. А что касается планов на будущее, то они у нас незыблемы: Россия ни на грамм не отклонилась ни от одного из своих приоритетов.
И пока можно сказать одно: мы помним, как драпали американцы из Афганистана, а наступавшие талибы их ещё и обстреливали, несмотря на все договорняки. И это ни разу не похоже на нынешнюю ситуацию в Сирии, где с большой вероятностью мы можем остаться!