Глава МИД Сергей Лавров и постпред России в ООН Василий Небензя сделали жёсткое предупреждение по предстоящим русско-американским переговорам. Русский ультиматум прозвучал на весь мир. Подоляка проанализировал сказанное и сделал вывод: «Я совершенно не исключаю проведения в 2025 году очередных референдумов на территории бывшей Украины со всеми вытекающими из этого последствиями». Обратный отчёт до «худшего сценария».
Вскоре после брифинга с журналистами, на котором глава МИД России Сергей Лавров сделал ряд важных заявлений в преддверии начала переговорного процесса с американской делегацией в Эр-Рияде, в ООН выступил постпред России Василий Небензя, чьи слова, судя по всему, надолго вклинились в западные головы, подбивающие Киев продолжать боевые действия и саботировать мирный трек.
Если вы, наконец, не одёрнете своего ставленника в Киеве и не поставите его на место, ничем хорошим для Украины это не закончится, и те параметры урегулирования, которые мы обсуждаем сейчас, через некоторое время покажутся украинцам несбыточной мечтой. Такой же, как сегодня являются для [Киева] сорванные им самим минские договорённости,
— заявил Небензя.
«Намёк прозрачный и понятный, который имеет уже свою историю». Для того чтобы понять, о чём говорил Небензя, необходимо проследить, как менялись требования России и почему.
Первое ужесточение. После первого «Минска», сорванного Киевом, полгода спустя и тоже в Минске, в феврале 2015 года, были заключены соглашения, которые украинские власти не выполняли более 7 лет. Результат — начало СВО:
Тогда Россия готова была соглашаться на российский статус Крыма и на возврат ДНР и ЛНР (в урезанных границах) в состав Украины, но под гарантии их особого статуса.
Второе ужесточение. Весной 2022 года вскоре после начала СВО стороны почти договорились в Стамбуле. Заключение мирового соглашения сорвал бывший премьер Британии Борис Джонсон:
Требования России возросли, но незначительно. Она требовала контроля, помимо Крыма, над частью ЛДНР на 24.02.22 года. А ещё нейтрального статуса [Украины], [численность] ВСУ не более 85 тыс. ч. (плюс резкое сокращение систем вооружений) и запрет учений иностранных государств на её территории без одобрения России. Потом украинские власти и западные эксперты говорили, что это была лучшая сделка, которую можно было бы с Россией заключить. Но тогда они так не думали. Запад посчитал, что сумеет нанести России военное поражение.
Третье ужесточение случилось вскоре после саботирования стамбульских соглашений — практически сразу же Москва дала зелёный свет проведению референдумов в четырёх бывших украинских областях, в результате которых в России появились четыре новых субъекта, отмечает Подоляка. И ситуация с любыми переговорами сильно изменилась:
Четвёртое ужесточение. Здесь также следует отметить, что до сего дня было и ещё одно ужесточение требований России. Во второй половине 2024 года, когда военный перевес ВС России стал очевиден для всех. Москва уточнила, что претендует не на те части областей бывшей Украины, где были проведены референдумы, а на всю их территорию в границах 1991 года. И это было, как я сказал, следующее ужесточение позиции. Которые и были предъявлены Трампу как вариант для возможных соглашений. Что, судя по тому, как закрутились события, того вполне устроило.
Важно подчеркнуть, пишет военкор, что Россия не идёт на переговоры, в которых она готова отступать. И это вчера чётко и однозначно вчера было сказано как Лавровым, так и Небензей. Жёсткое послание западные страны, судя по всему, услышали, но прислушаются ли, вот в чём вопрос.
Если нет, то я совершенно не исключаю проведения в 2025 году очередных референдумов на территории бывшей Украины со всеми вытекающими из этого последствиями. И как долго будут действовать нынешние предложения Москвы, как и в предыдущих случаях, будет зависеть от ситуации на фронте. Это я к чему написал. К тому, что Зеленский может продолжать строить из себя «значимую персону», от согласия которой что-то зависит. Может продолжать.
С той стороны, это тоже понимают. Так, Арестович* описал, по его мнению, худший сценарий, который может произойти для Украины. И в нём он прямо обозначил: референдумы пройдут в Днепропетровской, Харьковской и Полтавской областях. Это как минимум. А с учётом того, что Зеленский продолжает всячески саботировать переговоры и начал буквально атаковать интересы США, обратный отчёт пошёл.
* Алексей Арестович — внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
__________