Картины из Таганрога увидят в «Новом Иерусалиме»

by Николаев
58 views

Они станут экспонатами Всероссийского выставочного проекта «Азбука шедевра», который стартует 18 декабря Ради нового искусства Машков не побоялся исключения из училища Еще пять холстов из коллекции Таганрогского художественного музея отправились в путешествие. В октябре «НВ» сообщало о Всероссийской выставке «Покой и радость» в питерском «Манеже», участвовать в котором пригласили пейзаж Сильвестра Щедрина «Новый Рим». И вот следующий Всероссийский выставочный проект — «Азбука шедевра» (теперь в подмосковной Истре), и снова у организаторов интерес к Таганрогу.

— «Новый Иерусалим» отобрал из нашей коллекции для показа на этой выставке произведения Алексея Саврасова, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, — рассказывает главный хранитель Таганрогского художественного музея Оксана КОСТИНА. — Все эти работы хорошо известны нашим посетителям, они из нашей постоянной экспозиции.

«Новый Иерусалим», расположившийся на берегу Истры, — один из крупнейших музейных комплексов России. «Азбука шедевра» — самый масштабный его проект. Он представит 123 живописных полотна из собраний 30 российских региональных музеев.

Выставка задумана еще и как образовательно-просветительская. Роль навигаторов в ее пространстве (а это свыше двух тысяч квадратных метров) отводится буквам русского алфавита. Каждая буква связана с определенным тематическим разделом.

К примеру, возле буквы «Г» сгруппированы картины, на примере которых можно увидеть, какими способами художники достигают на своих полотнах эффекта трехмерности. Буква «О» открывает главу «Орнамент», буква «Б» — главу «Беспредметность»… Отбирая на эту выставку полотна, ее авторы руководствовались высказыванием Кандинского: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров». Поэтому буквы-навигаторы объединяют творения представителей даже тех направлений, которые были друг другу враждебны.

Пока можно только догадываться, в «орбиты» каких букв попадут посланцы из Таганрога. Тот же «Натюрморт с красным подносом» Кончаловского, пейзаж Саврасова или «Обнаженная» Машкова могли бы стать иллюстрациями сразу к нескольким главам «Азбуки шедевра».

Кстати, в 1910-х годах Кончаловский на тему красного подноса создал несколько вариаций. И в каждой — соединение эстетики модернизма с элементами русского лубка, ярмарочной вывески. Таганрогский холст датирован 1916 годом.

«Обнаженную», которая ныне находится в таганрогском собрании, соратник Петра Кончаловского Илья Машков написал в 1911 году. Вскоре после исключения из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Официальная причина — за неуплату взноса, но Машков считал: за новаторство в искусстве.

«Азбука искусства» будет открыта до середины будущего года. Таганрогский художественный музей призывает земляков, которым доведется побывать в тех краях, посетить ее и сделать селфи на фоне донских экспонатов, поделиться снимками с музеем. Лучшие разместят на его интернет-ресурсах.