Они станут экспонатами Всероссийского выставочного проекта «Азбука шедевра», который стартует 18 декабря Ради нового искусства Машков не побоялся исключения из училища Еще пять холстов из коллекции Таганрогского художественного музея отправились в путешествие. В октябре «НВ» сообщало о Всероссийской выставке «Покой и радость» в питерском «Манеже», участвовать в котором пригласили пейзаж Сильвестра Щедрина «Новый Рим». И вот следующий Всероссийский выставочный проект — «Азбука шедевра» (теперь в подмосковной Истре), и снова у организаторов интерес к Таганрогу.
— «Новый Иерусалим» отобрал из нашей коллекции для показа на этой выставке произведения Алексея Саврасова, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, — рассказывает главный хранитель Таганрогского художественного музея Оксана КОСТИНА. — Все эти работы хорошо известны нашим посетителям, они из нашей постоянной экспозиции.
«Новый Иерусалим», расположившийся на берегу Истры, — один из крупнейших музейных комплексов России. «Азбука шедевра» — самый масштабный его проект. Он представит 123 живописных полотна из собраний 30 российских региональных музеев.
Выставка задумана еще и как образовательно-просветительская. Роль навигаторов в ее пространстве (а это свыше двух тысяч квадратных метров) отводится буквам русского алфавита. Каждая буква связана с определенным тематическим разделом.
К примеру, возле буквы «Г» сгруппированы картины, на примере которых можно увидеть, какими способами художники достигают на своих полотнах эффекта трехмерности. Буква «О» открывает главу «Орнамент», буква «Б» — главу «Беспредметность»… Отбирая на эту выставку полотна, ее авторы руководствовались высказыванием Кандинского: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров». Поэтому буквы-навигаторы объединяют творения представителей даже тех направлений, которые были друг другу враждебны.
Пока можно только догадываться, в «орбиты» каких букв попадут посланцы из Таганрога. Тот же «Натюрморт с красным подносом» Кончаловского, пейзаж Саврасова или «Обнаженная» Машкова могли бы стать иллюстрациями сразу к нескольким главам «Азбуки шедевра».
Кстати, в 1910-х годах Кончаловский на тему красного подноса создал несколько вариаций. И в каждой — соединение эстетики модернизма с элементами русского лубка, ярмарочной вывески. Таганрогский холст датирован 1916 годом.
«Обнаженную», которая ныне находится в таганрогском собрании, соратник Петра Кончаловского Илья Машков написал в 1911 году. Вскоре после исключения из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Официальная причина — за неуплату взноса, но Машков считал: за новаторство в искусстве.
«Азбука искусства» будет открыта до середины будущего года. Таганрогский художественный музей призывает земляков, которым доведется побывать в тех краях, посетить ее и сделать селфи на фоне донских экспонатов, поделиться снимками с музеем. Лучшие разместят на его интернет-ресурсах.