Художник, про которого не знает Google

by Николаев
63 views

Его скульптуры – лошади на территории старого аэропорта, журавли на набережной, гуси-лебеди на въезде в Аксай – известны всем. А имя – практически никому.

На набережной нашего города есть скульптура, посвящённая литературному герою – деду Щукарю, которой в этом году исполнилось ровно 40 лет. Автор композиции – Николай Можаев, заслуженный художник, чьё имя и биографию можно найти в энциклопедиях и в Интернете.

Но речь пойдет не о нём. Несколько лет назад, ведя на экскурсию гостя с другого конца нашей страны, показывая эту композицию, я вдруг заметила, что детская моя память хранит несколько иной образ шолоховского героя. «У него в руке была лягушка!» – была уверена я, вспомнив потешный шолоховский сюжет о «донских вустрицах». Обошла памятник вокруг – нет лягушки. Недоумение осталось.

И вот, спустя несколько лет, уже совсем в другой точке города я встретила своего Щукаря из детства. С лягушкой! Обошла памятник, здороваясь со старым знакомым. Потрогала лягушку за холодную металлическую лапку. На памятнике заметила надпись: «1983 г. Мамон А.».

Загадки начались внезапно. Вездесущий «Гугл» по запросу «скульптор Мамон» не сказал ничего.

И только где-то в комментариях мелькнула фамилия. Соцсети услужливо подсказали имя знающего человека. Им оказался бывший сотрудник завода «Гранит». Из переписки с ним я узнала, что в 70–80-х годах на заводе трудился художник по металлу Александр МАМОН – человек одинокий и замкнутый. Он создавал скульптуры методом сварки из нержавеющего металла – памятники, которые могут жить вечно. Бывший коллега утверждал, что Александр Мамон – автор многих композиций, в числе которых лошади на территории старого аэропорта, журавли на набережной, гуси-лебеди на въезде в Аксай. Дал телефон человека, который общался с художником при жизни. К сожалению, этот звонок ничего в мою историю не добавил, кроме обещания найти телефон ещё одного человека.

Бывшие коллеги художника утверждали, что несколько лет назад пытались вернуть имя художника, даже брали его карточку из отдела кадров. Но что-то помешало им завершить начатое…

История заходила в тупик. И я отправилась на завод. Бывшие военные предприятия – организации, куда сложно попасть. Отдел кадров был закрыт. Зато у проходной меня ждал сюрприз – скульптура работницы. На обратной стороне памятника – надпись сваркой: «1.5.1979 г. А. С. Мамон». Фотографии пополнили коллекцию.

Бывшая сотрудница завода, с которой я разговорилась у проходной, добавила ещё немного к результатам моих поисков. По её словам, несколько скульптур были сделаны для украшения района, где жили сотрудники завода. Женщина с ностальгией рассказывала, как много для сотрудников делал Виктор Дмитриевич Загребаев, четверть века руководивший заводом, чьим именем названа улица, идущая вдоль территории предприятия. Обмолвилась и о том, что в домах района живёт много ветеранов производства, которые могли бы рассказать и о художнике Александре Мамоне. Сама она слышала, что родом талантливый сварщик был из украинского Донецка, родни в Ростове у него не осталось…

Зато остались его работы. Те, что украшали территорию дома культуры «Электрон», перенесены на набережную Дона. Где-то в городе и на левом берегу, в том числе и на частных территориях, есть ещё скульптуры художника Мамона.

В здании бывшего ДК «Электрон» теперь бассейн, от скульптурных композиций в парке остались только огромные камни, бывшие частью оформительской задумки. Лишь за забором, во дворе дома по улице Киргизской – пара молодых железных жеребят, таблички с указанием автора на них нет. Техника исполнения скульптур – та же, что и у лошадей возле аэропорта, но слегка другая, нежели у скульптур, фотографии которых есть в моем архиве. Лошадки – коричневые, словно сварены из капель металла, а подписанные работы художника – из листочков светлой нержавейки.

Дети поколения 70-х, ходившие, как и я, на занятия в творческие кружки ДК «Электрон», помнят, что на территории его парка были ещё композиции, среди которых цапли, пеликаны и олени, а также «Маша и медведь», которая теперь стоит на набережной Дона.

По моим подсчетам, число скульптурных композиций, принадлежащих рукам Александра Мамона, приближается к десяти. На сайте Ростовского областного отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) и в перечне памятников Ростовской области скульптуры «Лошади» и «Журавли» – без указания автора.

Мы хотим обратиться к нашим читателям с просьбой принять участие в нашем расследовании. Нас интересует любая информация о художнике по металлу Александре Мамоне. Мы хотим восстановить его имя, биографию, список работ мастера, чтобы на запрос «ростовский скульптор Александр Мамон» всё знающий Интернет не отвечал молчанием.

На прогулку ходила Татьяна Леонидовна ПУГАЧЕВА, библиотекарь отдела методической работыРостовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной