Во всех значимых для России сражениях участвовали донские казаки. Но в современном мире стирается память о тех битвах, в которых они сыграли решающую роль. Как сохранить и передать потомкам историю и культуру своего народа?
Конечно же, написать об этом, подумал донской казак, академик Геннадий Матишов, и создал книгу «Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма. На пути к возрождению». О ней, вере и предках с ним поговорила корреспондент «АиФ на Дону».
Донести правду
Книга стала итогом проекта «Донские казаки в СССР (1922–1991)», над которым уже два года трудится группа учёных ЮНЦРАН во главе с академиком Матишовым. Произведение в 500 страниц уместило в себе историю донского казачества от момента возникновения и до настоящего времени, а также очень много прекрасных иллюстрации, причём некоторые из них взяты из личных архивов. В книге автор размышляет о судьбе казаков Дона, опирается на свой собственный опыт.
«Казачество для меня как потомственного казака – глубоко личная тема. Эта книга стала данью уважения памяти моим предкам. Родился я в семье военнослужащего, коренного донского казака, который служил в армии на Дальнем Востоке. В школьные годы жил и воспитывался в семье дедушки и бабушки на Нижнем Дону», – рассказывает Матишов.
Как говорит сам автор, для него важнее всего – рассказать о жизни казаков правдиво, осветить её со всех сторон. Особенно о тех вещах и событиях, о которых меньше всего известно. В своей книге Матишов попытался найти ответ на самый главный вопрос, почему самое большое и сильное войско Донское исчезло?! Он делится своими размышлениями и знаниями на понятном и для студентов, и для научных сотрудников, и для всех тех, кому небезразлична судьба донского казачества и донского края, языке. Кстати, судя по очереди за книгой в день презентации, в регионе достаточно заинтересовавшихся ею людей.
Из рыбаков
По словам академика Матишова, у родных он научился многому. С юности и на охоту ходил, и на рыбалку, и за лошадьми ухаживать умел. А главное – научился быть преданным семье.
«Что бы ни случилось, мы должны быть вместе. Так пришло понимание истории моих предков и всего донского казачества», – говорит автор.
Однако родственники никогда не рассказывали о том, что они из казачьего рода, потому что боялись репрессий и гонений. В анкетах писали: «родом из рыбаков».
«Часть фактов, о которых написано в книге, и выводы, сделанные на их основе, соотносятся с воспоминаниями о моих предках – представителях семей Ротовых и Матишовых. Они уроженцы казачьих населённых пунктов Нижнего Дона: станицы Елизаветинской, хуторов Донского и Петровского», – отмечает академик.
Стоит подчеркнуть, что особое внимание в книге он уделяет Новочеркасску, ведь это бывшая столица донского казачества. Она была административным центром войска Донского, а её территория охватывала всю Ростовскую область, две трети Волгоградской области, часть Луганской и Донецкой областей, а также юго-западные районы Республики Калмыкия.
Справка
Геннадий Матишов – советский и российский океанолог, учёный, действительный член РАН, научный руководитель ЮНЦ РАН. Награждён орденами Дружбы, Почёта, орденом «Знак Почёта» и медалью «Ветеран труда».
«В Новочеркасске было много замечательных сооружений: Вознесенский кафедральный войсковой собор, Атаманский дворец, Донской Мариинский институт, епархиальное училище и др. По своему историческому колориту и воинским традициям это уникальный город. К счастью, его архитектура сохранилась, и сейчас центр города такой, каким он был в начале XIX века. За 200 лет истории Новочеркасска здесь жили и бывали на гастролях многие известные поэты, певцы, композиторы, художники, часто наносили визиты первые лица государства», – рассказывает Геннадий Матишов.
Веру не отнять
Однако, по его словам, в нарушение исторической традиции 23 марта 1918 года областным центром сделали неказачий Ростов-на-Дону. 80 лет Новочеркасск оставался в политической и исторической тени. Обо всех этих событиях автор подробно рассказывает в своей книге.
Затрагивает Матишов и тему возрождения главного казачьего собора.
«Он третий по значимости в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Его высота – около 74,6 метра, а главное здание вмещает около пяти тысяч человек. Сейчас настоятель и духовенство храма прилагают все усилия, чтобы после масштабной реставрации «второе солнце Дона», как называют храм издавна, стало культурно-историческим символом донского казачества», – объясняет донской казак.
В советские годы, когда велась антирелигиозная борьба, Вознесенский собор закрыли. Это было 1 февраля 1930 года. Здание храма то хотели передать Красной армии, то открыть там музей атеизма. В итоге захоронения в усыпальнице вскрыли и осквернили, а подвал превратили в склад для хранения ГСМ и зерна. Спустя 12 лет, в 1942 году, Вознесенский собор открыли для богослужения. С тех пор он не закрывался.
Матишов напоминает и о том, что в жизни донских казаков религия имела большое значение: «Обязательное участие казаков в таинствах и обрядах русской православной церкви связано с активным взаимодействием московских царей с казачьей властью. Это позволяло государству контролировать казаков. У них сформировался нетипичный феномен религиозности, который можно назвать воинским».
Надо не забывать, что в первую очередь казаки – воины. Во время сражений они приносили обеты, как правило, это было обещание внести свой посильный вклад в строительство церкви по возвращении домой.
«В книге мы напомнили о главных страницах участия казаков в военных кампаниях, выдающихся казачьих полководцах и бунтарях и особенно о событиях XX века, которые трагически отразились на судьбе донского казачества», – говорит Матишов.
Нельзя было обойти вниманием и историю расказачивания, которую в 1920–1930 годах проводила советская власть. Это привело к настоящей трагедии. Академик уверен, что при подобном переселении людей, целых народов исчезает историческая память и теряется связь с малой родиной. А потомки переселенцев чувствуют ожесточение и злобу за былую несправедливость. Также автор рассказывает об особом воспитании в казачьей семье – эти дети с трёх лет осваивали навыки верховой езды, ухода за скотом и лошадьми, сенокоса, кулачных боёв. А к старшим они относились с глубоким уважением. Кроме того, в книге анализируется роль казачьих сотен в подавлении восставших крестьян против царизма, их участие в борьбе с бытовым антисемитизмом, изучаются обстоятельства, при которых проявлялся вольнолюбивый нрав коренных казаков, причины неповиновений, смут и противоречий в казачьих полках. Речь идёт также о красных казаках, отношениях казаков и большевиков, о братоубийственной войне и помощи Антанты белым казакам, о Верхнедонском восстании и многом другом.
Справка
Расказачивание – это политика, которую большевики провели во время Гражданской войны, а также в первые десятилетия после неё. Сначала всех казаков от 18 до 50 лет должны были вывезти на север, в казачьих землях отменялись все льготы, конфисковывались продукты и изымалось оружие. Их земли и дома передавались горским народам. В итоге политика расказачивания вылилась в красный террор и репрессии. Казаков массово расстреливали, брали в заложники, на них натравливали иногородних, сжигали их станицы.
«Возрождение казачества будет оставаться больше философским вопросом, пока не будет создана научная база, позволяющая разобраться, что за явление представляли собой казаки в прошлом и чем они являются сегодня. Надеюсь, что данная книга станет достойным вкладом в это важное дело», – говорит автор книги «Донские казаки» Геннадий Матишов.
Оцените материал