Инвестиции в интеллект. Как социальный бизнес влияет на образование Дона

by Николаев
34 views

Заявленный выход России из Болонской системы образования тут же породил в нашем обществе дискуссии о необходимости возврата к советскому опыту. Между тем, давно существуют и активно используются современные методики обучения. Они основаны на понимании человеком своих природных ресурсов и возможности их использования. Как выявить таланты, дать им огранку на пользу стране и человеку и привлечь к этому возможности социальных предпринимателей и социально ориентированного бизнеса?

Подробностями и опытом делится Наталья Штурбина – кандидат педагогических наук, ректор Академии развития глобального мышления – НПД, аккредитованный эксперт в сфере управления проектами (по методологии правительства РФ).

Инвестиции в интеллект. Как социальный бизнес влияет на образование Дона

Математика с философским подходом

Почему какому-то ребёнку плохо в школе, и он не достигает результативности? Почему при равных возможностях один человек становится успешным, а другой нет; один – счастливым, другой – несчастным? Вопросы, вроде бы, философские. Но Штурбину они волновали с первых дней, как она пришла в школу работать учителем математики.

«В поисках ответов начала изучать различные теории, исследования, участвовала в курсах и семинарах, меняла традиционный формат обучения. Пришло понимание, что изучение школьных предметов должно идти через развитие ресурсов ребёнка – памяти, мышления, психологического и физического здоровья.

От вопросов по человеку пошла дальше – к системе организаций. Почему одни школы успешны, а другие нет? Можно ли интегрировать лучший опыт? Как создать такую систему, которая способна использовать весь потенциал нашей страны? Какие для этого нужно внедрять векторы порядка, инструментарий и форматы? Поиск ответов привёл меня к защите кандидатской диссертации, затем к российско-британской магистратуре, на обучение в которой выиграла грант и которая многое мне дала. Было большое погружение в дело. Изучала философию, психологию человека как личности, от чего она зависит», – рассказывает Наталья.

К этому времени она уже успела поработать учителем, замдиректора школы по учебно-воспитательной работе, в центре внешкольного образования и руководителем детсада. Когда назначили директором таганрогской школы № 25, стала вместе с командой создавать новую образовательную среду – быстрое развитие плюс обучение. Увидели, что страдает гибкость мышления детей. Поэтому открыли детскую организацию, взяв за основу воспитательной работы здоровье детей – психическое и социальное. В итоге, результативность выросла в разы, в школе впервые появились высокие результаты и победители конкурсов. А Штурбина по приглашению ректора Таганрогского института управления и экономики Сергея Авакова занялась созданием на базе вуза факультета среднего профессионального образования.

От теории к практике и обратно

«Очень много подготовила исследований и статей по нашему опыту в научные, педагогические журналы.

В состав экспертного совета одного из них вхожу по-прежнему. Научных исследований в России много. Но они часто не имеют практики либо остаются разовым экспериментом. Мы пошли в своём опыте дальше: разработали систему, которую можно вводить везде, будь то успешный лицей или неуспешная школа, результат в любом случае нацелен на личностное развитие ребёнка.

Уже когда работала в Москве, в крупнейших вузах, включая МГУ и президентский РАНХиГС – в ранге директора центра развития образовательных систем и одновременно заведующей кафедры проектного управления, продолжала двигать идею роста личности и концепцию управленческой модели развития систем образования», – продолжает Наталья.

Спустя годы, в 2018-м, из этого выросла Академия развития глобального мышления – НПД, которая продолжает сотрудничество с крупнейшими федеральными вузами страны.

Помощь донскому бизнесу

«В Ростовской области – высокий интеллектуальный потенциал населения, – уверена Наталья Штурбина. – Это работает дар благотворителей, «приземливших» на Дону в дореволюционный период Императорский Варшавский университет. Из него впоследствии выросли многие крупнейшие вузы и целые исследовательские школы. В наши дни донской образовательный комплекс остаётся одним из самых мощных в России. Поэтому мы поддерживаем взаимодействие с вузами региона и научными исследователями».

Ключевая цель академии, отмечает эксперт, создание в Ростовской области сети частных школ и учреждений дополнительного образования в рамках партнёрства с социальными предприятиями, готовыми работать в форматах развития прогрессивного мышления.

«Сразу оговорюсь, это не тот случай, когда директору организации нужен «лёгонький» проект для имиджевых целей. С нами придется пахать: внедрять пошагово методики, тут же исследовать реакцию, вносить коррективы и требуемые изменения. Мы исходим из того, что руководитель должен принимать решения не на уровне ощущений, а с полным пониманием процессов, которые идут в управлении образованием, результатов научных исследований и общих трендов в образовании в России, за рубежом и во всём мире. Он должен со своей командой и при нашей консалтинговой поддержке обеспечить внедрение новых образовательных форматов.

Вместе будем плотно работать по методологии проектного управления правительства РФ, который мы адаптировали под сферу образования» – пояснила Штурбина.

По её словам, первый шаг в Ростовской области уже сделан. Совместно с ТИУиЭ открыта частная школа прогрессивного мышления. Сейчас идёт переподготовка педагогов и управленческого персонала. В сентябре-октябре пройдёт переход к этапу, предусматривающему обучение детей и развитие организации по линии проектного менеджмента.

Совместно с донским бизнесом намечено создавать программы интеграции и адаптации современных методик обучения и подготовки кадров. Практический опыт есть, в том числе в Ростовской области.

«Из примеров дальнего порядка, середины нулевых, – Ленинский район Ростова-на-Дону. Здесь сочетание наших методик и консалтинговых услуг, усилий образовательных учреждений и предпринимателей вывело образовательный процесс и подготовку кадров на нужную высоту.

Из свежих примеров – участие бизнеса в развитии учащихся ТагШПМ, в том числе с помощью профессиональных мастер-классов, ознакомлении подростков с реальным производством, IT-технологиями и программными продуктами. Ведь Таганрог не случайно называют IT- столицей России», – говорит Наталья Штурбина.

Чем помогает бизнес детям, понятно. А чем академия может помочь бизнесу? Ключевая идея – устойчивое развитие. Разработанный экспертами инструментарий позволяет его обеспечить. Причём, на широкой основе – от мини-предприятий до госструктур, от социальной сферы до крупных производств.

«Осенью планируем провести форум практического опыта организаций, работающих по форматам прогрессивного мышления, – делится планами эксперт. – Их много по стране, поскольку мы вместе работали задолго до создания академии. Ещё на этапе холдинга-лаборатории сделали сеть экспериментальных площадок в школах 17 регионов, сопровождали их модели роста. Замечу, сопровождали бесплатно, то есть это был социально ориентированный проект. Думаю, наши коллеги будут теперь рады поделиться опытом с донскими организациями Потенциал кадровых ресурсов, повторюсь, на Дону высокий. Его надо направить в правильное русло и на этапе образования, и на этапе применения на пользу региону и стране».

Как расшифровывается НПД в аббревиатуре академии

Первое – наука. То, без чего невозможно развитие социальной инфраструктуры, власти и бизнеса. Научная мысль постоянно движется благодаря открытиям и технологиям. Поэтому любому человеку нужно всё время подпитывать свою профессиональную базу новыми знаниями, а каждой организации – применять новые подходы для достижения значимых результатов деятельности.

Второе – прогрессивное мышление, это качественная характеристика. Человек с таким мышлением способен вычленять проблему целиком, во всех её связях и зависимостях. Это качество надо развивать ещё на уровне школы, помогая детям формировать мышление системное, прогнозное, целостное. Оно мотивирует на выполнение задач вопреки препятствиям, учит извлекать пользу из критики, искать вдохновение в успехах окружающих. В итоге всё это позволяет достичь поставленных целей, превзойти их и укрепить силу воли.

Третье – дивергентное мышление. Оно позволяет уйти от формата оценки чёрное – белое. Учит воспринимать мир во всём многообразии. Помогает всегда найти выход, причём не один, из любой ситуации. Развитие этого типа мышления, можно сказать, концептуальная основа нашей академии.

Оцените материал