«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огонь

by Николаев
1,4K views

После развала Советского Союза национальные окраины СССР, известные также как «братские республики» стали совсем «небратскими» русскому народу. И происходящее сегодня на наших улицах и в том числе в «Крокусе» является отголоском тех времён.

От «дружбы народов» не осталось и следа

Распад Советского Союза привёл к настоящей национальной катастрофе для русского народа. Мало того, что наша нация, проживавшая в одном государстве неожиданно оказалась одной из самых разделённых в мире, так ещё и в бывших «братских республиках» начались процессы, которые можно назвать геноцидом в отношении славянского населения бывшего СССР.

Исключением не остался и Таджикистан, который в один момент превратился в настоящий Ад для русских людей. Уроженка Душанбе Наталья Веденеева написала крупный материал для издания «Московский комсомолец» о происходивших в этой среднеазиатской республике событиях.

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: Мвд.рф

Вчерашние друзья стали врагами, а соседи стали охотниками за чужой недвижимостью. От былой «дружбы народов» в Таджикистане не осталось и следа:

«Мир перевернулся почти в одночасье. Еще вчера представители дружественного нам народа словно превратились в оборотней.»

«Таджикистан для таджиков!»

«Русские, убирайтесь на своя Россия!», «Чемодан — вокзал — Воронеж!», «Таджикистан для таджиков!». Когда я, родившаяся и выросшая в Душанбе — столице Таджикской Советской Социалистической Республики, — впервые услышала эти кричалки на улицах родного города в 1990 году, не поверила своим ушам», — рассказывает Наталья.

После того, как сдерживающая и дисциплинирующая местные народы тоталитарная советская власть рухнула, всё нутро «братских народов» вышло наружу. Все жители среднеазиатских, прибалтийских и закавказских республик и начали осуществлять настоящие гонения против русских, в которых записывались без исключения все, кто мог читать нашу классику в оригинале. Иронично, что в этих условиях «русскими» стали и белорусы, и украинцы, и татары, и часто — даже русифицированные представители местных народов:

«Морги не справлялись с количеством трупов. Не все бесчинствовали — большинство таджиков и в первую очередь городская интеллигенция нам сочувствовали, но защитить от обезумевшей толпы разъяренных националистов не могли. Впоследствии все, кто мог, сорвались с насиженных мест и подались на историческую родину…»

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: Администрация г.Москва/mos.ru

Волна насилия захлестнула среднеазиатские республики, где русских никто теперь не защищал. На улицах городов этнические банды нападали и грабили русскоговорящих людей. В отношении русских совершались убийства, ограбления и изнасилования. Люди пытались поскорее продать свою недвижимость и сбежать в Россию. Однако и тогда всё было сложно — продавать приходилось либо очень дёшево, либо бросать.

Местные так и говорили русским владельцам квартир: либо недвижимость достанется им очень дёшево, либо даром.

Как русские Среднюю Азию отстроили

Родители Натальи приехали в Среднюю Азию из России в 50-ые годы, по распределению Партии. Молодым и способным советским специалистам ставились поистине титанические задачи: освоить неразвитый регион и вместо степей создать города и заводы. Тогда в Центральную Азию приехали русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, евреи и другие представители европеизированных народов тогда ещё Советской России.

«Обживались, обзаводились друзьями, семьями. Я вспоминаю детство, проведенное в Душанбе, как счастливейшее время моей жизни! Спокойствие, умиротворение, уверенность в будущем, культурный взаимообмен. Именно взаимообмен, а не как сейчас — обилие культур, которые наглухо изолированы друг от друга», — вспоминает те времена Наталья.

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: Администрация г. Душанбе/dushanbe.tj

В течение сорока лет Советский Союз отстраивал Среднюю Азию, развивал местные народы, прокладывал дороги, строил заводы и города. Тогда это называлось очень даже пафосно в духе Ампира: «Освоение целины», которая продолжалась до самого распада СССР:

«Сколько труда вложили братские советские республики в Таджикистан! Благодаря труду людей разных национальностей был построен с нуля город Нурек с его прекрасным водохранилищем и ГЭС, множество заводов, фабрик, больниц, сам Душанбе стал одной из красивейших столиц Союза. Неплохим было и снабжение. Это в Москве или в какой-нибудь Рязани стояли километровые очереди за колбасой — в Душанбе вплоть до гражданской войны 90-х полки магазинов никогда не пустовали, такой была политика: республики не должны были испытывать сильного дефицита ни в чем».

За это время переселенцы из Советской России очень сдружились с местным населением. А пустынная Средняя Азия стала развитым краем со своим сельским хозяйством, энергетической инфраструктурой, школами, библиотеками и университетами. Выпускники, построившие всё это своими руками, даже не задумывались о переезде в Россию — у них всё шло хорошо, а соседи были чудесными людьми и добрыми друзьями.

«Когда в конце 80-х годов в СССР заговорили о самоопределении республик, мы вместе с нашими советскими друзьями-таджиками только посмеивались: «Бред какой-то! Нам и так хорошо». Честное слово, когда заполыхали более националистические Прибалтика и Закавказье, мы были на 200 процентов уверены, что нас эта чаша минует: нам нечего было делить. Ведь русские никогда не претендовали на первенство в республике, никогда не поднимались по должности выше замдиректора фабрики или больницы — директорские места заведомо принадлежали только представителям титульной нации. И, по большому счету, всех все устраивало, царило взаимоуважение».

Развал СССР

Однако печальные события добрались и до Средней Азии. Местные национальные элиты начали передел собственности, который было очень удобно устраивать на почве национализма. Врагами в этой ситуации оказались все переселенцы из бывшего СССР. Ведь именно они занимали важные должности на предприятиях, в больницах, школах и в учебных заведениях, которые таджикам необходимо было захватить у инокультурных для них элементов. У националистов был свой интеллектуальный центр и интерес, а как раз у русского населения не было, что и вылилось в дальнейшее:

«Многонациональность из нашей силы превратилась в нашу слабость. Очень отчетливо помню февраль 1990 года, когда в Душанбе из Азербайджана сбежали от погромов несколько армянских семей. Среди таджиков кто-то пустил слух, что тысячам армян раздадут квартиры в новостройках — те самые, которые очень ждали выходцы с окраин. Курок был спущен: в один день как по мановению волшебной палочки в столицу потянулась вереница грузовиков с сельскими жителями. Кто-то же их организовал в тот день, освободил от работы, заранее приготовил грузовики, снабдил едой, а может, и наркотическим зельем! 11 февраля у здания ЦК компартии Таджикистана собрались несколько тысяч представителей коренного населения в чапанах и тюбетейках, требуя, чтобы армяне покинули город. Их требование было выполнено, но на следующий день митинг возобновился — на этот раз требовали уже отставки первого секретаря ЦК КП Кахара Махкамова. После поджога правительственной резиденции милиция начала разгон демонстрантов, и те, как бы в отместку, отправились громить магазины, транспорт, больницы, предприятия…»

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: МИД России/mid.ru

В тот день в Душанбе начались массовые погромы русского населения. Националисты, попробовав вкус крови, превратились в стихию, остановить которую не мог уже никто. В городе была отключена телефонная связь, не работали милиция и «Скорая».

«Русские, готовьтесь: мы идем вас резать! — кричали они на улицах. — Ваши квартиры станут нашими!». Местным жителям в «русских» кварталах пришлось самим защищать свои дома, создавая отряды обороны с белыми отличительными повязками на рукавах. В середине каждого микрорайона были развешены рельсы, и в случае нападения преступных банд по ним били арматурой что есть силы, созывая подкрепление. Уже стемнело, в дверь раздается звонок: открываю через цепочку, вижу — мальчишки-подростки дворовые: «Мы всем соседям смеси зажигательные сделали на случай, если в квартиру «башибузуки» будут ломиться, возьмете?» — спрашивают и протягивают мне бутылку с затычкой. Я не взяла — чего доброго с непривычки сама себя подожжешь. Оставалось только забаррикадировать входную дверь и, холодея от ужаса, ждать своей судьбы. Лишь на следующий день мы увидели в городе танки, военные вертолеты — воины 201-й российской дивизии, получившие приказ стрелять в преступников на поражение, быстро навели порядок в Душанбе».

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: Минобороны России/mil.ru

И только это спасло жизни тысяч русских людей в Таджикистане в то время — русский воинский контингент, который выступил на защиту своих земляков и силой оружия навёл порядок в республике. А противостоять вооружённым мужчинам, способным за себя постоять, таджики-погромщики уже не решались. За десять лет русское население Таджикистана стремительно сократилось с 13% до 0,5%. Настоящий геноцид.

Теракт в «Крокусе»

«И каково же было наше удивление, когда вскоре наши русские города стали заполняться гипотетически теми же самыми, кто нас гнал вон — «в свою Россию!», — констатировала Наталья.

Женщина считает, что произошедший в «Крокус Сити Холле» теракт является отголоском тех печальных событий геноцида русских в Таджикистане:

«Мне очень не хотелось вспоминать то время, но нынешняя ситуация того требует, потому что страшные события в «Крокус Сити Холле» — это, на мой взгляд, продолжение того, что начиналось в нашей стране 34 года назад, во время так называемой горбачевской перестройки. Безусловно, те четверо преступников, которых удалось задержать нашему спецназу, — это выродки, худшие представители таджикского народа, многие же, как и в 1990-е, нам сочувствуют».

«Чемодан – вокзал – Воронеж»: противоречия с таджиками идут из 90-х. Мигрантский вопрос добавил масла в огоньФото: скриншот телеграм-канала BAZA

Ко всему прочему Наталья вспоминает слова президента Таджикистана Эмомали Рахмона:

«Вот и президент Таджикистана Эмомали Рахмон осудил «сатанистов». «Теракт под Москвой призывает уделить серьезное внимание воспитанию детей. Позорное и страшное происшествие — теракт, произошедший под городом Москвой, призывает всех нас, особенно родителей, еще раз обратить еще более серьезное внимание на образование детей. Мы должны беречь подростков и молодежь от влияния таких деструктивных и ужасающих групп и движений и не допустить, чтобы наши дети опорочили доброе имя таджикской нации, суверенного государства таджиков и своих родителей».

И она призывает сограждан делать выводы из нашей истории и воспитывать у граждан России точно такое же национальное самосознание:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Деструктивные группы» — это, надо понимать, тот самый проповедник, который писал в телеграм-канале одному из участников бойни в Красногорске Шамсидину Фаридуни? А движения — это нацисты-кукловоды из-за рубежа, не сумевшие уничтожить русскую нацию чужими руками в далекие 90-е и повторяющие попытки сейчас? Я полностью согласна с президентом Рахмоном и считаю, что нам тоже надо уделить больше внимания образованию наших детей: пусть лучше учат историю своего народа, своей суверенной страны и понимают, что из чего вытекает и как нам надо реагировать, чтобы никто не смел убивать нас на нашей же земле».