Пощёчина Эрдогану зазвенела аж в Киеве: Русский ответ за Абхазию и Сирию ждали не долго

by Николаев
2,1K views

«Мир» на Украине по «хотелкам» Анкары и Киева не подходит ни России, ни США, для которых это ещё и хороший повод нормализовать отношения. Однако лидеры Украины и Турции, первый из которых скоро потеряет власть, а второй вцепился в неё зубами, — очень мстительные политики. Исходящая от них угроза намного серьёзнее для России, чем для Америки. Но риск приходится принять, получше подготовившись к неизбежному: чтобы идти вперёд, через это препятствие придётся переступить.

В то время как Россия с США начали переговоры в Эр-Рияде о судьбе Украины, Европы и в конечном счёте мира, а в Париж слетелись на провальную сходку обозлённые европейские «карлики», лидеры двух самых уязвлённых происходящим стран собрались в Анкаре.

У теряющего власть и.о. президента Украины Владимира Зеленского (его не признаёт за легитимного лидера своей страны не только Москва, но уже и Вашингтон) и вцепившегося в неё мёртвой хваткой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было, пожалуй, самое мрачное настроение. На них не было лица. Хотя случилось именно то, что они заслужили и за что должны «благодарить» только самих себя.

Не пускают в Эр-Рияд — едет в Анкару!

Зеленский ради общения с Эрдоганом «отменил» визит в Саудовскую Аравию. Конечно, украинский диктатор очень хотел — и сам заявлял об этом — пообщаться, чтобы узнать новости о себе, с саудовским руководством, представители которого сидели в торце стола в одном из столичных дворцов, по обеим сторонам которого расположились проговорившие 4,5 часа русские и американские переговорщики.

Москва и Вашингтон оценили состоявшиеся переговоры как «хорошие», «позитивные», «неплохие» и даже как «первый фундаментальный шаг к миру», что для Киева прозвучало как приговор.

Ну а поскольку Зеленского не хотели видеть в Эр-Рияде даже на следующий день после завершения первого раунда российско-американских переговоров, он ломанулся в Анкару — к другому обиженному. С повергнутыми в шок европейцами правитель Украины виделся совсем недавно — на начавшейся и завершившейся невиданным доселе скандалом Мюнхенской конференции.

Он отменяет визит в Саудовскую Аравию, для того чтобы не создавалось впечатление, что начал работать новый хаб переговоров,

— сказал советник Офиса Зеленского Сергей Лещенко в эфире телеканала «Рада». Украина, дескать, предлагает в качестве посредника Турцию и хочет, чтобы за столом переговоров был ЕС. Потому что Зеленскому нужны гарантии безопасности для Украины, в то время как «США хотят забрать 50% украинских ископаемых без каких-либо гарантий».

Однако речь пойдёт сейчас не о списанном серьёзными игроками главе обречённого киевского режима, а о его турецком партнёре.

Шесть тезисов Эрдогана

Эрдоган сделал в Анкаре на пресс-конференции после переговоров с Зеленским несколько любопытных заявлений.

Во-первых, именно Турция является-де «идеальной страной для возможных переговоров, которые могут состояться в будущем между Россией, Украиной и Америкой».

Во-вторых, дипломатическая инициатива президента США Дональда Трампа, направленная на быстрое прекращение украинской войны посредством переговоров, оказывается, «совпадает и с политикой, которую Турция проводит последние три года».

В-третьих, больше всех для мира на Украине сделали якобы турки.

Состоявшиеся в 2022 году стамбульские переговоры представляют собой важную точку отсчёта, поскольку они являются платформой, где стороны достигли точки наибольшего согласия.

— отметил Эрдоган, делая вид, что время с тех пор остановилось.

Он поставил Турции в заслугу, что «за последние три года мы предприняли прямые инициативы на всех уровнях с Россией и Украиной» и что «в этих усилиях мы искренне старались быть надёжным посредником в делах обеих сторон и добились конкретных результатов».

В качестве единственного конкретного доказательства этих утверждений Эрдоган назвал «черноморскую зерновую инициативу», которой нагло злоупотреблял в целях ведения войны с Россией Киев и которая служила чему угодно, только не её заявленной цели — снабжению голодающих в бедных странах украинским зерном.

В-четвёртых, Эрдоган собрался внедрять некие разрабатываемые сейчас меры, направленные на обеспечение «коммерческого судоходства» в Чёрном море, которые якобы послужат «укреплению доверия в переговорном процессе». Это похоже на угрозу поставить на поток военное снабжение Украины морским путём, избавив его от ударов России.

В-пятых, Эрдоган, не сдержавшись, выдал, насколько озлоблен планами США и России нормализовать отношения, на кризисе в которых Турция так хорошо и с такой большой выгодой для себя играла, как и решением Москвы и Вашингтона обойтись при заключении сделки по Украине без липких и двуличных посредников вроде Анкары. Речь идёт о его призыве (ты кто такой, давай, до свидания) к «странам, которых мы в прошлом знали как могущественные державы» — имеются в виду, безусловно, Россия и США, — «продемонстрировать позицию в пользу мира».

Эрдогану очень хочется быть третьим в этой компании, что он затем прямо и сказал, заявив также о намерении повлиять, склонить к «миру» президента России Владимира Путина, так как Зеленский якобы (не смешите мои чувяки) «ясно выступает за мир».

В-шестых, Эрдоган разъяснил, что означает мир на Украине по-турецки: она должна сохранить не существующую «территориальную целостность» и «суверенитет», которого давно нет.

Мы всегда ставили этот вопрос на всех международных встречах и продолжаем это делать,

— сказал он.

Делаем выводы

Стоит ли удивляться в этой связи, что такой «посредник», которого не просто так не приняли в БРИКС, куда Эрдоган страшно хотел пролезть для продвижения собственных проектов и как «троянский конь» Запада, строящий Украине военный флот, снабжающий ВСУ беспилотниками и другими системами вооружения, России совершенно не нужен.

Зачем России также «посредник», вероломно обманувший Москву в Сирии, плетущий подлые интриги в Абхазии, строящий Москве козни в Закавказье, продвигающий имперский неоосманский проект и претендующий на лидерство в тюрском мире с совершенно враждебными России целями? Как Путин может доверять Эрдогану, если его личным другом является глава британской внешней разведки МИ-6 Ричард Мур, экс-посол в Турции?

Американцам тоже не нужен такой себе на уме и слишком амбициозный «посредник». Ещё с первого президентского срока у Трампа с Эрдоганом (предостерегал последнего в письменном виде «не быть дураком») натянутые отношения. Турецкий лидер совершенно не импонирует Вашингтону из-за своей антиизраильской риторики, хотя за ней на самом деле ничего не стоит и бизнесу с Тель-Авивом она не мешает, и в неменьшей степени из-за курдов, смертельных врагов Турции, которые в Сирии союзничают с США.

Определённо Анкара зарвалась. За это русские и американцы и наказали турок, решив вести переговоры в Эр-Рияде, а не в Стамбуле, и выбрав посредником в украинском урегулировании Саудовскую Аравию, которая, как и Египет, конкурирует с Турцией за верховенство в суннитском мире.

США сняли тем самым и свои былые претензии к саудовскому руководству в области «прав человека», чтобы не толкать его в объятия Китая, для которого такой проблемы не существует.

Тут действуют масштаб и размах, а Эрдоган всего лишь ершистый региональный лидер с амбициями, которые больше реальных возможностей его страны. И он не может поэтому стоять с Путиным и Трампом на одном пьедестале. Таково совместное послание Анкаре Вашингтона и Москвы, у которой было много причин выбрать именно саудитов.

Что с того?

Конечно, для России в этом есть риск, турки — мстительные. Но Москва, вероятно, взвесила все за и против. Тем более что не всё тут зависело от России, а в глазах американцев саудиты точно выглядели предпочтительнее турок, хотя бы просто потому, что у первых больше нефти и газа.

Выбора у нас в любом случае нет: «мир» по-турецки, как видим, это практически то же самое, что и «мир» по-украински, — это конец России. Турция не признаёт русским даже Крым, всё ещё, похоже, рассчитывая, что смогла бы однажды «вернуть» его у слабой и зависимой Украины.

«Отлуп» Эрдогану, которого Путин уже давно перестал баловать визитами, безусловно, будет иметь последствия: везде, где смогут, турки постараются ударить по нашим слабым местам — в Сирии, Африке, на Кавказе, в Закавказье, Средней Азии, активизируют свою агентуру внутри России среди потенциальных сепаратистов и, конечно, мигрантов. Под ударом вполне может оказаться и русский газ, идущий через Турцию в Европу.

Но это будет нормальная ситуация — ненормальной была наша «дружба». Око за око (и мы не должны забывать, что на свете есть курды) плюс чистый прагматизм — два столпа, на которых должны строиться двусторонние отношения.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ Царьград