Когда-то выражение «неприлично богатый человек» ассоциировалось с людьми, которые живут не по средствам, то есть не на зарплату. И встречалось не так часто. Сегодня неприлично богатых стало много, а понятие о приличии вообще попало в разряд архаизмов. Можно относиться к чужим деньгам как к своим. И тянуть их из казны любыми способами. Пока не поймают. А может, и вовсе не поймают. Можно, используя служебное положение, принимать дорогие украшения за определенные услуги, а потом кичиться часами с браслетом за миллионы рублей или золотыми унитазами и при этом ничуть не испытывать угрызений совести.
Предполагаемый дом Виталия Латышева. Фото: t.me/shot_shot Недавно на Ставрополье золотые унитазы были обнаружены правоохранителями у начальника ГАИ. Следом (уже в наших краях) – у бывшего депутата из Неклиновского района, учредителя детских летних лагерей Виталия Латышева. Ему правоохранительные органы инкриминируют присвоение сотни миллионов рублей, направленных государством на оздоровительный отдых детишек из малообеспеченных семей. Новость об этом облетела местные и центральные СМИ.
Куда ушли похищенные экс-депутатом деньги, сейчас выясняет следствие. Хотя бывший народный избранник вину отрицает. Но невольно возникает вопрос: откуда у человека столько денег? На особняк, дорогие авто, дворцовое убранство дома… На каналах ТВ, в Интернете в разное время мелькали особняки разного ранга госслужащих, обвиняемых в коррупции, злоупотреблении служебным положением. Но меня в таких случаях удивляют уже не суммы, украденные такими людьми у государства, а отсутствие у них морали, понятия, что брать чужое плохо. Почему люди этого не понимают? В чем загадка? В психологии есть такое понятие, как «невербальное поведение», это когда многое о человеке можно узнать по его одежде, косметике, убранству комнаты. Если исходить из этого, то тот же интерьер в комнатах Латышева говорит о полном отсутствии у экс-депутата потребительской культуры, вкуса. Но больше – о его желании принадлежать к определенному социальному слою. И таким образом показать, что он не какой-нибудь плебей, а представитель высшего класса.
«Нельзя человеку запретить быть успешным, богатым. Это нормальное желание, – отмечает в комментарии каналу «360°» психолог, доктор наук, автор книг по психологии Андрей Зберовский. – Но когда человек достигает каких-то результатов именно легальным путем, то ему не стыдно показать свое достояние людям. Допустим, человек построил завод, фабрику. Вот она – фабрика, ее построил такой-то. Человек может нести это вовне: дорого одеваться, красиво жить. Это будет вызывать понимание окружающих. Но если источник денег криминальный, человек не имеет возможности деньги легализовать внешне».
По словам Андрея Викторовича, именно поэтому люди такого типа вынуждены тешить свое самолюбие в узком кругу, куда посторонние доступа не имеют: дома. Избыточное убранство в таких случаях не только тешит самолюбие, но и компенсирует то, что нет возможности показать всем…
«На Западе, чтобы стать состоятельным человеком, необязательно иметь связи с государством – они появляются потом, – приводит слова экономиста, научного сотрудника Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрея Заостровцева издание «Свободная пресса». – Там практически все представители сверхбогатых, начиная от Илона Маска или Билла Гейтса, – то, что англичане называют self-made man. Люди, которые сделали себя сами».
Очень хочется, чтобы и у нас людей, которые «сделали себя сами», без разницы, к какому классу они относятся, становилось больше. А тех, кто «штампует» золотые унитазы и пытается жить за счет украденных у государства средств и таким образом пролезть из грязи в князи, – как можно меньше.