Куда мы катимся и где остановимся?

by Николаев
36 views

Размышления о валдайской речи Путина

В ожидании идеального шторма

Не очень люблю писать материалы о всяких форумах, конференциях, сессиях и прочих собраниях выдающихся мыслителей. На этих праздниках жизни чувствую себя пылью среди звёзд.

Но на сей раз есть смысл поговорить о событии, которое меня зацепило. Я имею в виду XVIII ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Эта площадка была создана в сентябре 2004 года, чтобы российская и международная элиты могли обсуждать политические, экономические и социальные события в мире. Название клуб получил по месту проведения первой конференции, которая состоялась в Великом Новгороде, недалеко от озера Валдай. Впрочем, позже интеллектуалы перебрались в город Сочи. И по-человечески их можно понять: где – Сочи, где – Валдай?

В этом году работа клуба «Валдай» длилась с 18 по 21 октября. Тема – «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство».Неслабый замах. Понятно, что за четыре дня невозможно обсудить и десятой доли последствий глобальной встряски. Так что остановлюсь лишь на некоторых моментах трёхчасовой беседы президента России Владимира Путина с представителями СМИ. Речь идёт о катастрофических сценариях развития человечества, которые очевидны уже сегодня.

С самого начала Путин подчеркнул, что определение «встряска» следует понимать зачастую не в переносном, а в прямом смысле. В первую очередь это касается тревожных климатических перемен: «Природные катаклизмы – засухи, наводнения, ураганы, цунами – практически чуть ли не нормой стали, мы к этому начали привыкать. Достаточно вспомнить разрушительные, трагические наводнения в Европе минувшим летом, пожары в Сибири – примеров очень много. Не только в Сибири – у наших соседей в Турции какие пожары были, в Соединённых Штатах, вообще на Американском континенте. Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество просто в таких условиях, иногда кажется, теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду».

Не могу не вставить свою букву в строку. В западном кинематографе, прежде всего в американском, сейчас популярен такой жанр, как фильм-катастрофа – «Послезавтра», «Идеальный шторм», «Смерч» и проч. Кстати, их постоянно демонстрируют наши телеканалы, очень советую посмотреть. Правда, некоторые мои знакомые недовольно морщатся: на кой шут сдались эти страшилки, нам что, в жизни своих ужасов не хватает? А я вот не соглашусь. Такого рода фантастические произведения моделируют вызовы, на которые, возможно, придётся отвечать человечеству. Авторы подобных сценариев предлагают и способы защиты от климатических катастроф. Собственно, научная фантастика и существует для этой цели: готовить человечество к любым потрясениям и их преодолению.

Пока же, к сожалению, попытки остановить глобальное потепление, загрязнение атмосферы и другие негативные последствия человеческой деятельности не приводят к положительным результатам. Надежды на зелёную энергетику, увы, провалились. Она оказалась дороже традиционной, часто существует на государственные дотации, да к тому же в нынешнем виде нередко наносит ущерб экологии.

Но дело не только в угрозе экологического апокалипсиса. Всё намного серьёзнее. Вот что сказал президент: «Мы сегодня столкнулись с одновременными системными изменениями по всем направлениям: от усложняющегося геофизического состояния нашей планеты до всё более парадоксальных толкований того, что есть сам человек, в чём смысл его существования».

И тут мы переходим ко второму акту марлезонского балета.

Биотопливо для Матрицы

Не удивлюсь, если кто-то раздражённо заметит: делать нам больше нечего, как размышлять о смысле существования человека! О хлебе насущном думать надо! А между тем Путин – единственный из мировых лидеров, озвучивших одну из важнейших проблем, которую уже в ближайшее время предстоит решать человечеству: «Технологическая революция, впечатляющие достижения в области искусственного интеллекта, электроники, коммуникаций, генетики, биоинженерии, медицины открывают колоссальные возможности, но они же ставят в прикладном плане философские, моральные, духовные вопросы, которыми ещё недавно задавались только писатели-фантасты. Что будет, когда техника превзойдёт человека по способности мыслить? Где предел вмешательства в человеческий организм, после которого человек перестаёт быть самим собой и превращается в какую-то иную сущность?.. Что это будет значить для каждого из нас, для наших потомков, причём уже ближайших потомков – для наших детей и внуков?»

Опять-таки позволю себе комментарий. Я сам давно уже озабочен теми же вопросами. Научно-технический прогресс меня не столько радует, сколько пугает. Особенно безграничные возможности развития искусственного интеллекта. Многие из нас зачитывались рассказами Айзека Азимова из цикла «Я, робот» (1960), и уже тогда американский фантаст предупреждал, что искусственный разум в конце концов может подчинить себе и даже полностью уничтожить человечество. Часть рассказов посвящена тому, как роботы выходят из-под человеческого контроля, несмотря на три закона робототехники: