Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов» возвращается в открытое море. Об этом пишет американский журнал. Русский крейсер превосходит корабли НАТО, но сможет ли он уберечься от современного оружия? За 28 лет военная мысль шагнула слишком далеко.
Американский журнал The National Interest (NI) сообщил, что тяжелый атомный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» впервые с 1997 года ведет ходовые испытания в открытом море. «Уничтожитель авианосцев» проекта 1144 «Орлан» был выведен из состава Северного флота 28 лет назад и поставлен на прикол.
Фактически крейсер начали модернизировать в 2013 году. Планировалось, что он должен был вернуться в боевой состав флота уже в 2018-м, но сроки возвращения переносили не менее шести раз. Военные инженеры объясняли:
«Адмирал Нахимов», по сути, перестраивают заново. И скоро он ложится на рейд.
Что пишут американцы
The National Interest сообщает, что «Адмирал Нахимов» будет «проводить время» в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике, избегая «относительно тесных вод Чёрного моря». Эксперт журнала Брэндон Дж. Вайхерт отмечает, что модернизация, по сути, превратила ТАРКР в огромную платформу для запуска ракет:
Москва намерена сделать «Адмирала Нахимова» способным превзойти любой корабль НАТО. На борту крейсера будут установлены 60 гиперзвуковых ракет «Циркон» и крылатые ракеты «Калибр». Кроме того, корабль получит современную систему ПВО С-400.
Вайхерт делает вывод: назначение «Адмирала Нахимова» для действий в Арктике и Атлантике показывает, что Москва готовится к длительной конкуренции с Западом.
Это опровергает оптимистичные прогнозы пропагандистов о скором крахе России,
– констатирует автор текста.
Эксперт NI подчеркнул, что сильнейшие активы России на море – подводные лодки. А русский ТАРКР, как и корабли НАТО, весьма уязвим для массированных атак систем A2/AD – закрытые зоны комплексной эшелонированной обороны.
Если бы Москва действительно хотела избежать ошибок своих западных противников, она бы не тратила время и ресурсы на такой амбициозный, но сомнительный проект, как восстановление «Адмирала Нахимова». Стоит учитывать, что в случае войны он с высокой вероятностью будет потоплен,
– резюмирует американский журналист.
У крейсеров всё печально?
Журнал «Военное обозрение» отмечает, что методы ведения современной войны сделали печальными перспективы больших крейсеров. Это подтверждает гибель флагмана Черноморского флота, ракетного крейсера «Москва» в апреле 2022 года. По западной версии, для затопления корабля хватило всего двух ракет украинского комплекса «Нептун».
Эксперты «ВО» доказывают: мир постепенно отказывается от больших кораблей. Их сложно оберегать от появившихся новых угроз: самолетов, вертолетов, зенитных, сверхзвуковых и гиперзвуковых ракет.
Военные аналитики обращают внимание, что новой силой морских противостояний стали безэкипажные катера (БЭКи) и безэкипажные самолеты. И если с самолетами еще можно бороться с помощью бортового вооружения и радаров ПВО, то БЭК максимально опасен:
БЭК очень плохо виден радарам, по нему проблемно пускать ракеты, особенно с тепловой ГСН, по нему сложно использовать артиллерию из-за больших углов склонения стволов. Лучший противник БЭКа – вертолет.
При этом вертолет не сможет справиться с большим числом БЭКов, особенно если они будут атаковать с разных направлений, управляясь из единого центра:
Для уничтожения корвета может быть достаточно пяти-шести БЭКов, фрегата – 10-15 БЭКов.
Неужели огромная платформа для запуска ракет будет сбита украинцами?
Вертолеты уже не панацея
В новогоднюю ночь Россия, ценой гибели восьми своих летчиков узнала, что у противника появился БЭК, способный обороняться от вертолетов. Сразу два экипажа Ми-8 были сбиты в бою над Черным морем близ Крыма. Морские БЭКи смогли поразить их ракетами с тепловой головкой самонаведения «воздух-воздух».
Где же выход? Логичнее всего предположить, что подобное надо лечить подобным, а беспилотные катера уничтожать беспилотными летательными аппаратами. Но источник «Новороссии» пояснил, что русский флот «сам себе выстрелил в ногу» благодаря «кастовому мышлению» целой череды своих адмиралов.
Военный инженер рассказывает, что флотское командование всегда имело налет снобизма, с недоверием реагируя на замечания и предложения любых военспецов, не относящихся к морякам. И с началом СВО положение не исправилось:
Если даже на мнение военспецов плевали, то гражданские инженеры тем более не были для них авторитетами. «Дроны – это игрушки, у нас фрегаты и крейсеры». В результате мы почти полностью упустили перспективные разработки морских БЭКов и способов защиты от них.
Военный обозреватель Михаил Звинчук («Рыбарь») говорит, что меры защиты от БЭКов энтузиасты предлагали Минобороны еще летом 2022 года.
Ответили в духе: «Отправить группу средневысотных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на охоту за БЭКами? А если их собьют?»
– констатирует Звинчук.