Каждый выбирает по себе

by Николаев
54 views

Пьеса «Пер Гюнт», написанная Генриком Ибсеном почти полтора века назад, оказалась сегодня ко времени: спектакли, созданные по ней, идут в театрах России Режиссер из Москвы Анна Фекета и сценограф Александр Неделько предложили свою версию пьесы, и в исполнении актеров Таганрогского театра им. А.П. Чехова получился спектакль о вполне современном молодом человеке.

И вовсе не потому, что на нем – типовой байкерский прикид. Он мучительно ищет себя, как любой человек его поколения во времена непростые, тревожные.

Есть в сельском хозяйстве понятие «неудобья»: места, где не надо бы сеять никакие культуры – все равно ничего путного не вырастет. Вот Пера Гюнта и заносит в такие неудобья: от одной земле к другой, от одних людей к другим… И везде он чужак.

Главного героя играет дебютант – Максим Ушмаев. В проволочной короне на скорую руку этот Пер изо всех сил старается показать, что ему сам черт не брат, а в действительности уязвим и бесконечно одинок. Единственный родной человек для него – мать Осе, очень трогательная в исполнении Татьяны Шабалдас. Осе трудно заподозрить в слепой родительской любви. Просто она хорошо знает своего сына, видит его нежность и преданность за личиной демонстративного цинизма. Она помнит, какое детство ему досталось.

Очень трогательная Осе в исполнении Татьяны ШАБАЛДАС.

Пер тоже этого не забыл. Стена больничной палаты, где лежит Осе, поднимается, открывая картину прошлых лет: яркую зелень сада, скамейку, деревянную лошадку, оленя и куклу, и Пер садится между любимыми игрушками. А когда сюда врывается папаша, тихая радость мгновенно улетучивается. Этот тиран с перебинтованным лицом, отчего оно кажется маской, громоздится на лошадку-качалку, с садистским удовольствием отрывает голову плюшевому мишке, поднимает руку на жену, отбрасывает сына, который бросился защищать свою мать. И когда Осе, к отчаянию Пера, умирает, актриса поднимается и уходит в тот давний уголок сада. Но теперь его пространство крест-накрест перетянуто красно-белой лентой: вход в страну детства уже невозможен. С уходом матери Пер перестал быть ребенком.

Ему противостоит весь мир. Пуговичник (Алексей Алексеев), этот змей-искуситель, добивается его «переплавки». Колоритный сценический образ, речь с издевательскими интонациями, с нажимом на каждый слог. Они вбиваются, точно гвозди, в сознание Пера. Коварный король троллей (Артем Лопатин), от каждого жеста которого исходит опасность.

Коварный король троллей – Артем ЛОПАТИН.

Спектакль этот – вообще поистине ансамблевая работа. В ней хороши и Ингрид (Ольга Абалмасова), безнадежно влюбленная, переживающая свою трагедию до невозможности больше жить на свете; и Сольвейг (Елизавета Афанасьева), которую автор версии представил как медсестру в клинике, но это романтическое создание, можно сказать – не совсем земное.

Спектакль представляет собой синтез драмы и контемпорари (жанр, включающий хореографию, спортивные техники, все достижения пластического театра). Здесь уместны фрагменты знаменитых рок-опер и рэп как органичный (а может быть, и единственно возможный для возраста персонажей) способ высказывания.

Сольвейг – Ирина ВОЛОДИНА (актриса другого состава), Пер Гюнт – Максим УШМАЕВ.

Удивительно, как за короткое время режиссер смогла обучить актеров сложному хореографическому искусству. Разве что им молодость помогла. А какое разнообразие возможностей открывает этот сценический язык без слов, который требует и абсолютной раскрепощенности, и умения импровизировать. С несчастной Ингрид Пер затевает зловещий танец – назовем его так для краткости. С Пуговичником – танец-поединок. С Сольвейг усмиряется злая воля, а с Осе выражается подлинная любовь, приправленная горечью.

Персонажи не стареют, и это расхождение с пьесой, полагаю, принципиально. Время спрессовано и подчинено одной задаче – поиску пути. Несколько раз перед молодым Гюнтом возникает светящаяся табличка exit, но он не замечает ее. В конце концов именно Пуговичник, кровожадный враг его, указывает на дверь, и Пер идет за этой полоской света. Но тот ли это выход, который он искал всю жизнь? Людмила ФрейдлинФото из архива театра