Родным детям – от государства

by Николаев
20 views

В Ростовской области, как и по всей России, периодически разгораются скандалы, связанные со строительством или покупкой жилья для детей-сирот. Качество построенного жилья и приобретенных на вторичном рынке квартир или домов – частая причина этих скандалов.

В Кагальницком районе в домах для сирот стены толщиной 12 сантиметров. Был бы у Натальи ЯКИМЕНКО сертификат, никогда бы она квартиру в таком не выбрала.

Почему бюджет платит дважды

В том же Цимлянском районе жилье для детей-сирот приобретали дважды. Одни квартиры, построенные в 2015–2016 годах, были признаны непригодными для проживания, пришлось местной власти второй раз для очередников выкупать жилье за бюджетные средства.

Прокуратура выявила, что администрация Родионово-Несветайского района в течение четырёх лет приобретала для местных сирот квартиры, непригодные для проживания. И в Морозовском районе местная администрация закупила почти полтора десятка квартир по завышенной цене, 12 из которых признаны непригодными для проживания. В посёлке Целина, по мнению прокуратуры, 10 десять детей-сирот получили квартиры, стоимость которых была завышена. Буквально несколько дней назад возбуждено уголовное дело и на главу администрации Кагальницкого района – принял шесть лет назад в эксплуатацию некачественное жилье. Но не будем брать крайние случаи, где возбуждены уголовные дела. И без того практически в каждом доме, где несколько лет проживают дети-сироты, есть претензии к качеству квартир.

Откуда берется плесень?

В начале февраля в соцсетях появилась информация о том, что в Семикаракорском, Цимлянском и Красносулинском районах детям-сиротам предоставили жилье с плесенью и трещинами на стенах и потолках.

Что объединяет все квартиры с плесенью? Районы – разные, застройщики – разные. Даже разные проекты. Но во всех квартирах проживают семьи с детьми… Стирка, сушка белья, приготовление пищи. Как правило, семьи уже имеют одного-двух ребятишек. Не рассчитана площадь квартиры, объем воздуха на такую интенсивную эксплуатацию! – Если в квартире, построенной для одного человека, проживает семья с двумя маленькими детьми, когда пеленки сушатся круглосуточно, а ни окна, ни балконная дверь не открываются для проветривания, да еще и вентиляционные каналы заклеены бумагой – от сквозняков, то плесень никуда не уйдет, – утверждает застройщик дома по улице Лазо, 3 Антонина ПАЛАТОВА. – Я сделала проект, соответствующий всем требованиям, и построила дом на совесть. Толщина стен соответствует нормативам: блок – 300 миллиметров, утеплитель – 100, кирпич – 120. Госстройнадзор все это видел. Дом был шикарный, но обошлась мне каждая квартира больше миллиона – 1 190 тысяч, а от района я получила – 830 тысяч за каждую. Осталась в убытке – после заключения контракта материалы подорожали. Надо было или качеством жертвовать во вред репутации, или прибылью. Выбрала последнее, но больше дома для детей-сирот строить не буду. Ведь проблема не моя. Я по рекомендации надзорных органов поставила в квартирах даже канальные вытяжные вентиляторы. Но их никто не включает. Недавно зашла в «свой» дом и пришла в ужас. На деревянных дверях ручки срезаны, все разбито, за домом никто не ухаживает…

И тут вырисовывается еще одна беда, связанная с так называемыми сиротскими домами. Строят их там, где власти нашли для этого место.

Рядом же не всегда есть работа для будущих обитателей, инфраструктура для нормальной жизни. Те сироты, у кого есть возможность, снимают жилье поближе к месту работы или учебы.

А часть выпускников детского дома, к сожалению, оказываются совсем не готовы к самостоятельной жизни в собственном жилье. Да и собственным его не считают. Не знают элементарного: как, например, оплачивать коммунальные услуги. Не умеют лампочку вкрутить, стенку подбелить, ручку на двери починить… Кто-то устраивает в квартире гульбища с выпивкой и прочими «радостями», что часто в итоге приводит к отправке хозяина и гостей на казенные харчи. Вот и получается, что не менее половины квартир, выделенных для детей-сирот, заброшены и пустуют. Брошенные квартиры превращаются в мусорные свалки, из-за размороженного отопления на нижние этажи течет вода. Представьте, каково соседям. Особенно если живущая в сиротском доме семья захочет продать квартиру, чтобы улучшить жилищные условия. Кто сюда поедет? Есть ли выход из этого тупика? Один предложила застройщик Антонина Палатова. Что если выдавать детям-сиротам сертификаты на жилье? – И чтобы год постройки не старше 2015-го, и критерии благоустройства утвердить, и льготную ипотеку. Тем более что сейчас на одну квартиру для детей-сирот выделяется около полутора миллионов, – подсказывает Антонина Аркадьевна.

Чтобы у сирот был выбор

И главы районов, в которых строилось жилье для детей-сирот, и застройщики, и сами дети-сироты тоже за сертификаты на квартиры, причем соответствующие рыночной цене на положенные квадратные метры.

– Это было бы просто здорово! – считает начальник управления земельно-имущественных отношений и муниципального заказа администрации Красносулинского района Оксана МИНАКОВА. Именно она непосредственно общается с молодежью, проживающей в домах для детей-сирот. – Тогда у детей-сирот будет выбор, они сразу получат свой стартовый молодежный капитал.

Того же мнения и Елена РАСКАРЯКА, заместитель главы администрации Семикаракорского района: «Сертификат на жилье для детей-сирот решил бы массу проблем. Молодежь, вступающая в жизнь, выбирала бы жилье там, где она собирается работать, строить будущее. Одни в городах останутся, другие могут в село поехать, приобрести дом, жить за счет хозяйства. И надо обязательно учесть, что 85 процентов детей-сирот имеют опекунов, которые могут проконтролировать качество жилья, приобретаемого по сертификату. Вопрос необходимо продумать на государственном уровне».

– Проблем жилья для детей-сирот – проблема системная, и не только нашего региона, она – всероссийская, – считает заместитель главы администрации Целинского района Нина БАТИЩЕВА. – Идея сертификатов мне кажется здравой, но надо взвесить все «за» и «против», обсудить ее на уровне муниципалитетов, потом обратиться к нашим депутатам Законодательного собрания. Если они ее поддержат и выйдут в Госдуму с законодательной инициативой, может быть, через время и уйдут накопившиеся проблемы: выпускники детских домов и интернатов начнут жить там, где душа просит, по-другому относиться к жилью, ведь они его выберут сами и будут за него отвечать как собственники. А задача местной власти будет не за их жильем следить и ремонтировать, а самих сирот социализировать, вовлекать их в общественную жизнь, учить приносить пользу себе и соседям.

Конечно, сертификат может обойтись государству немного дороже, чем просто фиксированная сумма на определенные квадратные метры. Но муниципалитеты и так тратятся на ремонты некачественного жилья, на покупку нового по решению судов. Так, может, государству действительно стоит давать возможность детям-сиротам, как родным, приобретать сразу качественное жилье. От этого все только выиграют.