На этой неделе суд Ростовской области приступил к рассмотрению гражданского дела, которое не имеет срока давности. Это процесс о признании геноцида местного населения в годы Великой Отечественной войны. В основу легли многочисленные факты преступлений, архивные документы и свидетельские показания очевидцев.
Текст информационной программы «Вести. Дон»:
Как знак памяти, она носит на груди табличку с цифрами 4223. Этот номер ей присвоили в фашистском концентрационном лагере почти 80 лет назад. Ростовчанку Клавдию Сисюкину отправили на принудительные работы в Германию, когда ей было 15. Боевой характер не давал смириться: две попытки побега, жесточайшие наказания, голод, лишения.
Клавдия Сисюкина, бывшая узница концлагеря:«Я с молитвою Господнею осталась жива. И благодарю Господа Бога».
Эту молитву, написанную когда-то маминой рукой, она хранит как бесценную реликвию. Уверена, что благодаря ей дожила до этого дня. То, что выжила ее землячка и ровесница Валентина Яковлева тоже можно назвать чудом. Фашистская оккупация стала для нее личной трагедией. Заключение в баварском концлагере. Ежедневное балансирование на грани жизни и смерти.
Валентина Яковлева, бывшая узница концлагеря:«Били меня по лицу, били по спине прикладом, когда идти по снегу не могла. И вообще я много раз была в карцере».
Несмотря на возраст, эти женщины нашли в себе силы свидетельствовать в суде. На этой неделе состоялось первое заседание по делу о признании геноцида мирного населения со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны на территории Ростовской области.
Андрей Иванов, официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ:«По поручению Генпрокурора России подготовили исковое заявление в целях признания совершенных злодеяний преступлениями против человечности, как они определены в уставе Нюрнбергского трибунала и подтверждены резолюциями Генеральной ассамблеи ООН, а также геноцидом советского народа, истребив который, нацистская Германия планировала колонизировать освободившуюся территорию».
Фактов злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на Донской земле, великое множество. Многие из них задокументированы и расследованы сразу после освобождения и в послевоенные годы. Только по официальным данным на территории Ростовской области за годы оккупации было убито более 96 тысяч человек из числа мирного населения и не менее 27 тысяч военнопленных.
Андрей Иванов, официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ:«Изложенные факты подтверждаются рассказами очевидцев, материалами чрезвычайных государственных районных и городских комиссий, докладными записками и информацией органов безопасности о положении в населенных пунктах Ростовской области и зверствах немецко-фашистских захватчиков в период оккупации. Массовые убийства мирного населения и военнопленных так же установлены и подтверждены приговорами судов».
Но это далеко не полные данные. Некоторые документы, подтверждающие факты уничтожения нацистами мирного населения, многие десятилетия хранились под грифом «секретно». Два года назад стартовала всероссийская акция «Без срока давности». В ходе нее были рассекречены архивы, благодаря содержанию которых удалось обнаружить места массовых захоронений. Так в окрестностях города Миллерово в одном из оврагов вскрыли братскую могилу, заполненную останками стариков, женщин и детей. Факты насильственного характера смерти не вызывают сомнений: зафиксированы множественные следы от огнестрельных ранений.
Виктор Кучеров, руководитель Аксайского юртового поисково-краеведческого отряда «Донцы»:«Чтобы не думали, что люди умирали от тифа или чего-то другого, в костях мы находим пули, среди трупов — гильзы немецкого автомата МП-40».
Из этой могилы извлечены останки почти 300 человек. Архивные документы указывают, что поблизости находятся еще два захоронения. За период оккупации здесь было расстреляно не менее 700 жителей Миллерова. А на окраине Сальска сводный отряд поисковиков вместе со следователями провели изыскания на территории братской могилы, в которой покоилось более 170 человек. Та же картина: следы пыток и смертельных огнестрельных ранений. И это лишь одно из захоронений.
Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-фронт»:«100–200 человек в день привозилось сюда, гналось по этим дорогам в глиняный карьер и расстреливалось Кавказской ротой, немцами из СД, расстреливались в упор пистолетными».
Факты не просто констатируются, а подвергаются тщательной проверке: криминалистические и судебно-баллистические экспертизы. Их результаты стали основной материалов уголовного дела.
Андрей Барашев, руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ростовской области:«Следственный комитет решит вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 357 УК РФ — Геноцид».
Вопрос о возбуждении уголовного дела решили в августе 2020 года. Начавшийся процесс — закономерный итог расследования, проведенного в его рамках. Разбирательство имеет статус гражданского дела по установлению самого факта геноцида. То есть конкретных обвиняемых на скамье подсудимых нет. Но если суд удовлетворит исковое заявления прокурора, это будет иметь юридическое значение в интересах всей страны.
Павел Перепелица, директор ГАУ РО «Ростовпатриотцентр»:«В Ростовской области с 2020 года создана рабочая группа, которая занимается расследованием злодеяний фашистских оккупантов и их приспешников. Я думаю, что все эти злодеяния должны иметь правовую оценку. В том числе этому способствует тот факт, что сегодня проходит вот судебное заседание».
Подобные преступления, как известно, не имеют срока давности. Но их расследование именно сейчас актуально, как никогда. Попытки исказить историю и даже оправдать действия нацистов происходят все чаще. А забытый или неусвоенный урок может быть чреват повторением беды.
Артем Толпыгин, региональный руководитель Всероссийского общественного движения «Волонтёры победы»:«Обвиняют Советский Союз в том, что мы чуть ли не развязали Вторую мировую войну. Сегодня проходит заседание суда, и если мы признаем, что был геноцид советского народа, запад не сможет уже нас обвинять».
Начавшийся в Ростовской областном суде процесс является открытым. На нем могут присутствовать журналисты, общественники и другие желающие. За исключением той части, в которой будут исследованы документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. По протоколу первого заседания были заслушаны свидетельские показания, после чего судья объявила перерыв.
Опросом заинтересованных лиц судебное разбирательство не ограничится. Объем уголовного дела достаточно велик, его материалы едва уместились в 17 томах. Впереди нас ждет целая череда судебных заседаний, ближайшее из которых назначено на 14 февраля.